• Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

17 сентября 2022 года в Туле состоялась встреча однополчан 643 учебного авиационного полка Тамбовского ВВАУЛ имени М. Расковой по поводу его 70-летия.  Праздновали Юбилей полка! Представлен фоторепортаж из 157 фотографий Евгения Жигалова.

Публикация в газете "Алтайская правда" 22 августа 2006 года

 

Наталья СОХАРЕВА

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ПАРАД

 18 августа в Барнауле отмечали 40-летие Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков (БВВАУЛ)

Хотя училище уже семь лет как закрыто (сейчас на его территории располагается Барнаульский юридический институт), пропустить такую дату летчики не могли. С утра у центральных ворот бывшего училища собралось около тысячи авиаторов в парадной военной форме.

Выпускник 1984 года Вячеслав Федченко служил потом в Афганистане, на его счету более 500 военных вылетов. Вячеслав говорит: "Выпускники приехали со всей России, собраться сегодня для нас было делом чести. К сожалению, сейчас не так часто получается встречаться, но одно из правил, которое мы выучили еще в училище, - никогда не забывать товарищей".

Иван Брюханов, выпускник 1984 года, приехал на встречу из Иркутска на мотоцикле. Иван рассказывает: "Три дня ехал! Зато как увидел своих ребят, так сердце обрадовалось, вся усталость прошла. Конечно, сейчас в Барнауле все изменилось, да и мы уже не такие молодые, но все равно здесь здорово!"

Владимир Котов, выпускник 1984 года, заслуженный испытатель России, прилетел в Барнаул из Москвы. Сейчас он работает в компании "Пилот", летает капитаном лайнера по всему миру. Говорит: "Многих ребят я не видел с окончания училища, сейчас они уже ого-го какие! Я никогда не забуду, как впервые на выпускной вечер надел офицерские погоны. Смотрел на себя в зеркале фойе и поверить не мог, и чувство такое было, что я все в жизни смогу".

Павел Ткаченко смеется как мальчишка, рассматривая старенькую тетрадку: "Эту тетрадку мы завели на курсе в 1972 году. Пацанами записали в нее свои мечты. Сейчас не могу без смеха читать. Главное, вот не поверите, все сбылось: как и хотел, у меня двое детей, летал на самых лучших самолетах! Вот, правда, я здесь пишу, что женюсь к годам тридцати, а получилось на пять лет раньше". После торжественного парада на плацу БЮИ летчики отправились на площадь Ветеранов, а потом на Ленинском проспекте открыли памятный камень. Вечером в небе над Барнаулом было грандиозное авиашоу.

 

Мемориал создан по инициативе Фонда сохранения исторической памяти отечественной авиации «Защитники неба Отечества» в лице руководителя Вишнякова Михаила Ивановича — сына легендарного лётчика-истребителя, Героя Советского Союза Ивана Алексеевича Вишнякова и Региональной общественной организации "Центр патриотического воспитания «Патриот» в лице руководителя Владимира Преображенского — внука Героя Советского СоюзаЕвгения Николаевича Преображенского, лётчика, который во главе флагманского экипажа в августе 1941 года участвовал в нанесении первого бомбового удара по военным объектам гитлеровского Берлина. При финансовой поддержке Министерства Обороны РФ и Российского военно-исторического общества

Комплекс, расположен при въезде в городТуласо стороны Заречья в районе Московского шоссе и возведён к 71 годовщине победы над фашизмом вВеликой Отечественной войне.

 

Мемориал выполнен в виде двух несущих опор, изогнутых в виде траекторий полёта истребителя Ла-5ФН на вершине опоры и сбитого, горящего, Фокке Вульф Fw-189 («Рама») почти у земли. Макеты самолётов выполнены в натуральную величину.  Высота памятника более 27 метров, диаметр — более 93 метров.Мемориал выполнен в виде двух несущих опор, изогнутых в виде траекторий полёта истребителя Ла-5ФН на вершине опоры и сбитого, горящего, Фокке Вульф Fw-189 («Рама») почти у земли. Макеты самолётов выполнены в натуральную величину.  Высота памятника более 27 метров, диаметр — более 93 метров.
Табличка установлена на правой стороне мемориалаТабличка установлена на правой стороне мемориала
Авиационная символика крылья с пропеллеромАвиационная символика крылья с пропеллером
На фасаде мемориала расположены 26 бронзовых табличек с именами 2420 лётчиков-героев и установлены бронзовые барельефы 85 субъектов Российской Федерации, 15 бывших союзных республик СССР, стран антигитлеровской коалиции и Китайской Народной Республики.На фасаде мемориала расположены 26 бронзовых табличек с именами 2420 лётчиков-героев и установлены бронзовые барельефы 85 субъектов Российской Федерации, 15 бывших союзных республик СССР, стран антигитлеровской коалиции и Китайской Народной Республики.
 Левая сторона внутри комплекса Левая сторона внутри комплекса
 Центральная часть внутри комплекса с двумя большими медными барельефами Центральная часть внутри комплекса с двумя большими медными барельефами
 Фрагмент стены мемориала Фрагмент стены мемориала
Правая сторона внутри комплексаПравая сторона внутри комплекса
 Героям неба Отечества от МО  РФ и Военно-исторического общества Героям неба Отечества от МО  РФ и Военно-исторического общества
С внешней стороны мемориала установлены такие таблички в алфавитном порядке с фамилиями Героев СССР. На этой табличке есть Руцкой А.В. выпускник Барнаульского ВВАУЛС внешней стороны мемориала установлены такие таблички в алфавитном порядке с фамилиями Героев СССР. На этой табличке есть Руцкой А.В. выпускник Барнаульского ВВАУЛ
В вечном полете! В вечном полете! 
на этой табличке Павлюков К.Г. Выпускник Барнаульского ВВАУЛ, звание Героя СсСР присвоено ему посмертнона этой табличке Павлюков К.Г. Выпускник Барнаульского ВВАУЛ, звание Героя СсСР присвоено ему посмертно
 мемориальные доски трижды и дважды Героям Советского Союза мемориальные доски трижды и дважды Героям Советского Союза
   
 мемориальные доски трижды и дважды Героям Советского Союза мемориальные доски трижды и дважды Героям Советского Союза
   
 мемориальные доски трижды и дважды Героям Советского Союза мемориальные доски трижды и дважды Героям Советского Союза
   
 мемориальные доски трижды и дважды Героям Советского Союза мемориальные доски трижды и дважды Героям Советского Союза
Напротив мемориала вдоль дороги на Москву установлены фотографии самолетов Напротив мемориала вдоль дороги на Москву установлены фотографии самолетов 
Вид на мемориал со стороны дороги на МосквуВид на мемориал со стороны дороги на Москву
 Фонтаны у комплексаФонтаны у комплекса
Макет Ла-5ФН в натуральную величину Макет Ла-5ФН в натуральную величину 
Макет Ла-5ФН в натуральную величину Макет Ла-5ФН в натуральную величину 
 Медный барельеф на стене мемориала Медный барельеф на стене мемориала
Слева командир "Тульского 171 ИАП, справа Штурман Слева командир "Тульского 171 ИАП, справа Штурман 
15 апреля 1941 года на аэродроме Мясново, под Тулой, был сформирован 171 Истребительный Авиационный Полк. 4 мая 1943 года приказом  Народного комиссара обороны  №207  171 истребительно-авиационному полку присвоено собственное наименование «Тульский»15 апреля 1941 года на аэродроме Мясново, под Тулой, был сформирован 171 Истребительный Авиационный Полк. 4 мая 1943 года приказом  Народного комиссара обороны  №207  171 истребительно-авиационному полку присвоено собственное наименование «Тульский»
9 августа 1944 года полк награжден орденом Красного Знамени9 августа 1944 года полк награжден орденом Красного Знамени
Приказ о присвоении собственного наименования полку "Тульский"Приказ о присвоении собственного наименования полку "Тульский"
Ла-5ФНЛа-5ФН
Фокке Вульф Fw-189 («Рама») Фокке Вульф Fw-189 («Рама») 
 таблички про командира и штурмана 171 ИАП таблички про командира и штурмана 171 ИАП
Есть там ряд фонтановЕсть там ряд фонтанов
Вечный огонь находится в центре мемориала в виде трехлопостного винтаВечный огонь находится в центре мемориала в виде трехлопостного винта
Вечный огонь находится в центре мемориала в виде трехлопостного винтаВечный огонь находится в центре мемориала в виде трехлопостного винта
Вид от мемориала в сторону Московского шоссеВид от мемориала в сторону Московского шоссе
Вид с одной из аллей подходящих к мемориалу, всего их там три  Вид с одной из аллей подходящих к мемориалу, всего их там три  
Дверь во внутренние помещения мемориала, таких дверей там несколько. Внутренние помещения все еще в стадии оформленияДверь во внутренние помещения мемориала, таких дверей там несколько. Внутренние помещения все еще в стадии оформления

 

 

 
 

Фотографии Евгения Жигалова

 

 

16 Сентября 2017 года в городе Тула, на аэродроме Клоково с романтическим позывным "Гренада" однополчане собрались отпраздновать и отпраздновали 65-летний юбилей 643 учебного авиационного полка Тамбовского ВВАУЛ имени М. Расковой.

Собралось около 70 человек. Ну что же с годами нас больше не становится.

Все фотографии с праздника можно скачать здесь   https://yadi.sk/d/ad0emeij3N5gDA  (270фотографий, 270 мегабайт)

Фоторепортаж Евгения Жигалова

Общая фотография на память у входа в здание "Нормандии-Неман" - был штаб полкаОбщая фотография на память у входа в здание "Нормандии-Неман" - был штаб полка
Памятная доскаПамятная доска
Петрухин и БорзыхПетрухин и Борзых
 Петрухин и ЖигаловПетрухин и Жигалов
Федюнин и БорзыхФедюнин и Борзых
 Владимир Дяденко, организатор праздника Владимир Дяденко, организатор праздника

 

 

 

Из газеты "Славгородские вести" 03.02.2010

 

Балашовская школа пилотов, эвакуированная в годы войны в Славгород, воспитала свыше сотни Героев Советского Союза. В их числе были и те, кто учился летать в алтайском небе – прежде в крае о них не упоминалось. «Белое пятно» расследовал журналист «Алтайской правды».

 

На берегу Хопра

Первоначальное свое название – 3-я объединенная школа пилотов и авиационных техников гражданского воздушного флота учебное заведение получило в октябре 1930 года. Школу разместили в городе Балашов Саратовской области на левом берегу реки Хопра в пятиэтажном здании общежития, принадлежащем мельнице. Но закладка строительства авиагородка состоялась только весной следующего года. 9 мая 1931 года первый набор будущих авиаторов приступил к учебе.

Школу, готовившую гражданских пилотов, в том числе и девушек, несколько раз переименовывали в летное училище, а в сентябре 1939 года она стала военным учебным заведением, включающим взводы, роты, батальоны и авиаэскадрильи.

Обучение полетам в довоенные годы курсанты проходили на самолетах У-2, Р-1, П-5, УТ-1, УТ-2, УТ-6, П-3ЕТ, СТ-3, У-2, Р-5 и СБ, в годы войны – в Славгороде – на самолетах Ил-2, УТ-2 и Пе-2, после войны – на Ил-4, Як-18, Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ан-2, Ан-26, Л-29, Ил-76, Л-29, Л-410 и других.

Еще в 1930-е годы выпускники Балашовской авиашколы освоили север и восток страны, участвовали в военных конфликтах в Испании, на Халхин-Голе, Хасане, на советско-финской войне. Между прочим, среди тех, кто воевал с Финляндией, был и сын будущего лидера СССР Никиты Хрущева Леонид, накануне окончивший это учебное заведение. В 1943 году он пропал без вести, а его гражданская жена Эсфирь Этингер с сыном Юрием в годы войны находились в эвакуации в Алтайском крае.

Многие выпускники Балашовской школы пилотов с первых дней принимали участие в Великой Отечественной войне. В ноябре и декабре 1941 года на фронт отбыли два авиационных полка, укомплектованных его выпускниками. Оставшиеся курсанты испытывали большие трудности, поскольку зимой 1941-1942 годов пришлось жить в палатках и землянках на лагерных аэродромах без необходимого обмундирования и снаряжения, переданного в действующую армию. Достаточно сказать, что только четверть состава курсантов были одеты и обуты, как того требовали воинские наставления.

Тем временем фронт подступал к Волге, фашисты начали забрасывать своих диверсантов и бомбить аэродромы Балашовской авиашколы. Правда, большого вреда они не наносили, так как самолеты после полетов с курсантами укрывались в капонирах, летное поле выравнивали, и снова продолжали полеты.

В небе Славгорода

В связи с приближением фронта по решению Верховного Главнокомандования Красной Армии в сентябре 1942 года 1-я Балашовская военная авиационная школа пилотов под командованием полковника Аркадия Орадовского эвакуировалась в город Славгород.

Разместилась авиашкола в так называемом военном городке, существующем поныне. Он появился здесь еще в 1930-х годах. В нем проводилась подготовка новобранцев перед отправкой в воинские части, формирование соединений. К примеру, в ноябре 1939 года из трудящихся Алтайского края и Омской области были сформированы 178-я стрелковая дивизия, впоследствии получившая название «Кулагинская», а также в начале войны – 312-я и 380-я.

Тем не менее, личный состав Балашовской школы пилотов на новом месте столкнулся с большими трудностями, так как многое пришлось начинать сначала: строить аэродромы в Славгороде и Бурле, жилье, создавать учебную базу. Все полеты тогда выполнялись без радиосвязи и контроля с земли. Это накладывало особую ответственность как на летчика-инструктора, так и на курсанта. Обеспечивалась школа крайне неритмично, особенно горючим. Поэтому обучали лучших курсантов с минимальными затратами и отправляли их на фронт.

Бывший житель Славгорода Михаил Пудич в книге «Воздушные рабочие войны» вспоминал: «Мы жили у самого аэродрома, и ежедневно нам приходилось видеть, как проносятся штурмовики над самой крышей дома».

Курсант Леонид Дубровский, поступивший в Балашовскую школу пилотов еще перед войной, к осени 1942 года освоивший там несколько самолетов, позднее вспоминал: «Было принято решение перебазировать нас в Сибирь, в Алтайский край, на станцию Бурла. Приехали, построили удобные землянки человек на 20-25 с печкой. Обучение на Ил-2 продолжалось. Позже нас перевели в город Славгород, где мы и закончили обучение. Нас, 8 летчиков, направили в город Щелково в Подмосковье для дальнейшего прохождения боевого применения на этом самолете».

Один из будущих создателей ядерного оружия страны доктор технических наук Степан Кравченко в начале войны оказался на Алтае. «Нас направили в Балашовское училище пилотов в Славгороде, - позднее вспоминал он. - Мы изучали Илы. Штурмовик-разведчик Ил-2 считался грозой фашистов, они называли его «черной смертью». Эта машина летала низко над землей - днище было бронированным. Кроме того, она сбрасывала снаряды незаметно. Победу я встретил там же – в Славгороде».

В годы Великой Отечественной авиаторы, обученные в Славгороде, громили фашистов на линии фронта и в глубоком тылу, перегоняли самолеты с Аляски, доставляли оружие, продовольствие и медикаменты партизанам, вывозили с оккупированной территории детей и раненых партизан.

Передан муниципалитету, здесь строится база и жилье для пограничников и проживает около трех с половиной тысяч человек.

Школа пилотов, располагавшаяся в Славгороде, готовила летчиков с осени 1942 до начала 1946 года, когда была объединена с Новосибирской авиационной школой летчиков авиации дальнего действия, а в июле 1946 года – расформирована.

Одновременно весной 1944 года в Саратовской области вновь начинают обучение авиаторов в учебном заведении, получившем название 2-е Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС Красной Армии. С 1959 года оно становится высшим учебным заведением. В 1998 году Балашовское ВВАУЛ имени главного маршала авиации Александра Новикова переименовано в военный авиационный институт, а в 2002 году реорганизовано в Балашовский учебный авиационный центр и 4-й авиафакультет Краснодарского военного авиационного института.

Герои, о которых мы не знали

По разным данным за свою почти 80-летнюю историю Балашовская авиашкола дала от 131 до 134 Героев Советского Союза, четверо из них удостоены этого звания дважды. Девяти выпускникам присвоено звание Герой Российской Федерации.

Когда я попытался выяснить, нет ли среди них тех, кто получил прописку в авиацию в небе Славгорода, сразу же обнаружил несколько имен Героев Советского Союза, которых прежде не причисляли к тем, кому путевку в жизнь дал Алтай. Ориентирами были даты обучения в Славгороде с сентября 1942 по май 1944 года, поскольку за год до окончания войны Балашовская школа пилотов вновь появилась и в Саратовской области, что вносит путаницу в сбор материалов.

Среди выпускников Балашовской школы прежде было известно лишь одно имя уроженца алтайского села Корчино Мамонтовского района Ивана Ладушкина. Однако Иван Мартынович окончил это учебное заведение летом 1942 года – еще в Саратовской области. А через год, завершив обучение в Тамбовском танковом училище, стал командиром экипажа, взвода, роты 2-й Витебской Краснознаменной ордена Кутузова гвардейской танковой бригады. 16 марта 1945 года на территории Восточной Пруссии танк гвардии лейтенанта Ладушкина был подбит, он выскочил из горящей машины, на ходу пересел в другую, продолжая руководить боем. Опорный пункт был взят. Но на окраине городка Дёйч Тирау в результате прямого попадания вражеского снаряда в танк Иван Ладушкин был убит. Похоронен герой в городе Людвигсорт ныне Калининградской области, который теперь носит его имя – город Ладушкин. В нем живут рыбаки, рабочие, механизаторы и звероводы. Также имя героя носит школа в селе Корчино.

Но меня поджидали и неожиданные находки. В наградных документах и мемуарах нескольких Героев Советского Союза указываются даты, когда Балашовская школа пилотов вела подготовку авиаторов только в Славгороде.

К примеру, Николай Родин в автобиографии упоминает, что «в 1942 году авиашкола была эвакуирована в г. Славгород Алтайского края, где я закончил обучение 13 мая 1943 года». За успешные боевые действия в Великой Отечественной войне 26 июня 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Кстати говоря, о его подвиге в заметке «Пример ведущего» сообщал в печати писатель Константин Симонов.

Мне удалось также достоверно установить еще несколько имен Героев Советского Союза – однокурсников Николая Родина, окончивших Балашовскую школу пилотов в Славгороде в 1943 году. Это будущий генерал-майор авиации Николай Грошев, полковник Василий Кузнецов, подполковник Михаил Рыбак, майор Владимир Милюков и капитан Георгий Стародубцев.

С известной долей вероятности, можно считать нашими земляками и тех Героев Советского Союза, которые окончили Балашовскую военную авиационную школу пилотов в 1942 году. Среди них – генерал-майор авиации Виктор Кумсков, полковники Василий Лукашин, Аркадий Логинов, Владимир Знаменский, майор Евгений Балашов.

Младший лейтенант Борис Щапов, после окончания школы два года в качестве инструктора-летчика готовивший в Славгороде летные кадры для фронта, чтобы не попасть в плен, врезался во вражеские танки. 19 августа 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Трагически сложилась и судьба его однокурсника Анатолия Синькова. Он также в сентябре 1941 года окончил Балашовскую военную авиационную школу летчиков, и был оставлен в ней летчиком-инструктором. С декабря 1942 года бесстрашно участвовал в воздушных сражениях, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Но после окончания войны военный летчик «сорвался в штопор». За криминальные преступления был осужден сначала к семи, а затем еще к десяти годам лишения свободы, лишен геройского звания и боевых наград.

Удивительна судьба летчика Ивана Корчагина, который после окончания в Славгороде в 1943 году Балашовской школы был направлен на 1-й Прибалтийский фронт. 6-й штурмовой авиаполк 3-ей воздушной армии, где он проходил службу, был гвардейским, трижды орденоносным, в нем воевали дважды Герой Советского Союза Иван Павлов и 22 Героя Советского Союза. Один из них - Николай Чувин - взял Корчагина к себе в напарники.

В представлении летчика-штурмовика Ивана Корчагина к званию Героя России говорится: «В боях против немецких захватчиков тов. Корчагин с марта 1944 года по 9 мая 1945 года произвел 126 успешно выполненных боевых самолето-вылетов на самолете Ил-2 на штурмовку, разведку боем и свободный поиск... Повредил и уничтожил 5 танков, 60-65 автомашин с боеприпасами и военными грузами, до 50 повозок с грузом, разбил 2 паровоза, разрушил железнодорожное полотно 150-200 метров, уничтожил до 12 орудий полевой артиллерии, создал очаги пожаров в двух случаях, провел 8 воздушных боев без потерь со своей стороны...»

Но представление не было реализовано многие годы. И лишь 28 февраля 1994 года 78-летнему майору в отставке Ивану Корчагину присвоили звание Героя Российской Федерации.

Среди алтайских выпускников Балашовской школы пилотов я уже упоминал имя Степана Кравченко - он 49 лет проработал в Ядерном центре в городе Саров, 28 из которых – заместителем главного конструктора.

А известная летчица Герой Социалистического Труда Марина Попович в книге «Автограф в небе» упоминает об испытателе, генерал-майоре авиации Сергее Дедухе, который в сентябре 1942-январе 1943 года служил инструктором в Славгороде. После того как попал на фронт, он совершил 160 боевых вылетов, а после войны Сергей Дедух садился в кабины 114 типов самолетов и вертолетов, провел более 1500 испытательных полетов, готовил будущих космонавтов к полетам, установил немало мировых рекордов, защитил диссертацию.

Анатолий Муравлев,

обозреватель «Алтайской правды», специально для «СВ»

Рубрика: 100-летие Славгорода (03.06.2010)

 

 

фоторепортаж о праздновании юбилея БВВАУЛ от выпускника 1984 года Брюханова Ивана

 

 

Давно на этой трибуне не стояли летчики

 

пано в фойе (сохранилось)

 

генерал Лазебный

 

5-й выпуск в центре

 

На плацу

 

 

 

Генерал, подполковник, старший прапорщик

(ученик, учитель, старшина)

 

14-й выпуск

 

 

Два Героя России - Юрченко Владимир Владимирович и Игорь Иванович Маликов выпускник 

 

..., ..., Федченко, Лавров

 

Генералл-майор Лазебный - первый выпуск

 

Три звезды!!!

Лавров С.С.

 

Ветеран

 

 

Две звезды!!

 

 

14-й выпуск

 

Одна звезда!

 

Бюст Константина Павлюкова - Героя Советского Союза посмертно, выпускник 1984 года

 

 

Слава Федченко и Юрий Михайлович Черепенин

 

во дворе учебного отдела

 

....., Гусев В.И.

 

 

 

Гримайло, Клешнин, Благодаров, ...., Федченко,

Чесноков, ....

 

 

семья Большечковых

 

Большая семья!

 

Большечков с сыном

 

 

фуршет на речном вокзале на 700 мест

 

 

 

Филиппенко Николай Григорьевич в центре

 

 

 

 

 

 

Анфиногенов, Клешнин, Гримайло, Брюханов

 

 

 

 

 

Федченко В., Благодаров А.,  Карелин А. ...

 

Два генерала(..., Горелкин В.) и В. Атясов в середине

 

 

Комбат - Николай Григорьевич Филиппенко

 

 

Справа Михаил Клешнин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поддержать сайт

logo1Поддержать сайт можно через мобильный Сбербанк на номер телефона +79117638566 Жигалов Евгений Павлович.

Заранее Спасибо! 

Евгений Жигалов.

Яндекс.Метрика