17 сентября 2022 года в Туле состоялась встреча однополчан 643 учебного авиационного полка Тамбовского ВВАУЛ имени М. Расковой по поводу его 70-летия. Праздновали Юбилей полка! Представлен фоторепортаж из 157 фотографий Евгения Жигалова.
Публикация в газете "Алтайская правда" 22 августа 2006 года
Наталья СОХАРЕВА
ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ПАРАД
18 августа в Барнауле отмечали 40-летие Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков (БВВАУЛ)
Хотя училище уже семь лет как закрыто (сейчас на его территории располагается Барнаульский юридический институт), пропустить такую дату летчики не могли. С утра у центральных ворот бывшего училища собралось около тысячи авиаторов в парадной военной форме.
Выпускник 1984 года Вячеслав Федченко служил потом в Афганистане, на его счету более 500 военных вылетов. Вячеслав говорит: "Выпускники приехали со всей России, собраться сегодня для нас было делом чести. К сожалению, сейчас не так часто получается встречаться, но одно из правил, которое мы выучили еще в училище, - никогда не забывать товарищей".
Иван Брюханов, выпускник 1984 года, приехал на встречу из Иркутска на мотоцикле. Иван рассказывает: "Три дня ехал! Зато как увидел своих ребят, так сердце обрадовалось, вся усталость прошла. Конечно, сейчас в Барнауле все изменилось, да и мы уже не такие молодые, но все равно здесь здорово!"
Владимир Котов, выпускник 1984 года, заслуженный испытатель России, прилетел в Барнаул из Москвы. Сейчас он работает в компании "Пилот", летает капитаном лайнера по всему миру. Говорит: "Многих ребят я не видел с окончания училища, сейчас они уже ого-го какие! Я никогда не забуду, как впервые на выпускной вечер надел офицерские погоны. Смотрел на себя в зеркале фойе и поверить не мог, и чувство такое было, что я все в жизни смогу".
Павел Ткаченко смеется как мальчишка, рассматривая старенькую тетрадку: "Эту тетрадку мы завели на курсе в 1972 году. Пацанами записали в нее свои мечты. Сейчас не могу без смеха читать. Главное, вот не поверите, все сбылось: как и хотел, у меня двое детей, летал на самых лучших самолетах! Вот, правда, я здесь пишу, что женюсь к годам тридцати, а получилось на пять лет раньше". После торжественного парада на плацу БЮИ летчики отправились на площадь Ветеранов, а потом на Ленинском проспекте открыли памятный камень. Вечером в небе над Барнаулом было грандиозное авиашоу.
Мемориал создан по инициативе Фонда сохранения исторической памяти отечественной авиации «Защитники неба Отечества» в лице руководителя Вишнякова Михаила Ивановича — сына легендарного лётчика-истребителя, Героя Советского Союза Ивана Алексеевича Вишнякова и Региональной общественной организации "Центр патриотического воспитания «Патриот» в лице руководителя Владимира Преображенского — внука Героя Советского СоюзаЕвгения Николаевича Преображенского, лётчика, который во главе флагманского экипажа в августе 1941 года участвовал в нанесении первого бомбового удара по военным объектам гитлеровского Берлина. При финансовой поддержке Министерства Обороны РФ и Российского военно-исторического общества
Комплекс, расположен при въезде в городТуласо стороны Заречья в районе Московского шоссе и возведён к 71 годовщине победы над фашизмом вВеликой Отечественной войне.
Мемориал выполнен в виде двух несущих опор, изогнутых в виде траекторий полёта истребителя Ла-5ФН на вершине опоры и сбитого, горящего, Фокке Вульф Fw-189 («Рама») почти у земли. Макеты самолётов выполнены в натуральную величину. Высота памятника более 27 метров, диаметр — более 93 метров.
Табличка установлена на правой стороне мемориала
Авиационная символика крылья с пропеллером
На фасаде мемориала расположены 26 бронзовых табличек с именами 2420 лётчиков-героев и установлены бронзовые барельефы 85 субъектов Российской Федерации, 15 бывших союзных республик СССР, стран антигитлеровской коалиции и Китайской Народной Республики.
Левая сторона внутри комплекса
Центральная часть внутри комплекса с двумя большими медными барельефами
Фрагмент стены мемориала
Правая сторона внутри комплекса
Героям неба Отечества от МО РФ и Военно-исторического общества
С внешней стороны мемориала установлены такие таблички в алфавитном порядке с фамилиями Героев СССР. На этой табличке есть Руцкой А.В. выпускник Барнаульского ВВАУЛ
В вечном полете!
на этой табличке Павлюков К.Г. Выпускник Барнаульского ВВАУЛ, звание Героя СсСР присвоено ему посмертно
мемориальные доски трижды и дважды Героям Советского Союза
мемориальные доски трижды и дважды Героям Советского Союза
мемориальные доски трижды и дважды Героям Советского Союза
мемориальные доски трижды и дважды Героям Советского Союза
Напротив мемориала вдоль дороги на Москву установлены фотографии самолетов
Вид на мемориал со стороны дороги на Москву
Фонтаны у комплекса
Макет Ла-5ФН в натуральную величину
Макет Ла-5ФН в натуральную величину
Медный барельеф на стене мемориала
Слева командир "Тульского 171 ИАП, справа Штурман
15 апреля 1941 года на аэродроме Мясново, под Тулой, был сформирован 171 Истребительный Авиационный Полк. 4 мая 1943 года приказом Народного комиссара обороны №207 171 истребительно-авиационному полку присвоено собственное наименование «Тульский»
9 августа 1944 года полк награжден орденом Красного Знамени
Приказ о присвоении собственного наименования полку "Тульский"
Ла-5ФН
Фокке Вульф Fw-189 («Рама»)
таблички про командира и штурмана 171 ИАП
Есть там ряд фонтанов
Вечный огонь находится в центре мемориала в виде трехлопостного винта
Вечный огонь находится в центре мемориала в виде трехлопостного винта
Вид от мемориала в сторону Московского шоссе
Вид с одной из аллей подходящих к мемориалу, всего их там три
Дверь во внутренние помещения мемориала, таких дверей там несколько. Внутренние помещения все еще в стадии оформления
16 Сентября 2017 года в городе Тула, на аэродроме Клоково с романтическим позывным "Гренада" однополчане собрались отпраздновать и отпраздновали 65-летний юбилей 643 учебного авиационного полка Тамбовского ВВАУЛ имени М. Расковой.
Собралось около 70 человек. Ну что же с годами нас больше не становится.
Балашовская школа пилотов, эвакуированная в годы войны в Славгород, воспитала свыше сотни Героев Советского Союза. В их числе были и те, кто учился летать в алтайском небе – прежде в крае о них не упоминалось. «Белое пятно» расследовал журналист «Алтайской правды».
На берегу Хопра
Первоначальное свое название – 3-я объединенная школа пилотов и авиационных техников гражданского воздушного флота учебное заведение получило в октябре 1930 года. Школу разместили в городе Балашов Саратовской области на левом берегу реки Хопра в пятиэтажном здании общежития, принадлежащем мельнице. Но закладка строительства авиагородка состоялась только весной следующего года. 9 мая 1931 года первый набор будущих авиаторов приступил к учебе.
Школу, готовившую гражданских пилотов, в том числе и девушек, несколько раз переименовывали в летное училище, а в сентябре 1939 года она стала военным учебным заведением, включающим взводы, роты, батальоны и авиаэскадрильи.
Обучение полетам в довоенные годы курсанты проходили на самолетах У-2, Р-1, П-5, УТ-1, УТ-2, УТ-6, П-3ЕТ, СТ-3, У-2, Р-5 и СБ, в годы войны – в Славгороде – на самолетах Ил-2, УТ-2 и Пе-2, после войны – на Ил-4, Як-18, Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ан-2, Ан-26, Л-29, Ил-76, Л-29, Л-410 и других.
Еще в 1930-е годы выпускники Балашовской авиашколы освоили север и восток страны, участвовали в военных конфликтах в Испании, на Халхин-Голе, Хасане, на советско-финской войне. Между прочим, среди тех, кто воевал с Финляндией, был и сын будущего лидера СССР Никиты Хрущева Леонид, накануне окончивший это учебное заведение. В 1943 году он пропал без вести, а его гражданская жена Эсфирь Этингер с сыном Юрием в годы войны находились в эвакуации в Алтайском крае.
Многие выпускники Балашовской школы пилотов с первых дней принимали участие в Великой Отечественной войне. В ноябре и декабре 1941 года на фронт отбыли два авиационных полка, укомплектованных его выпускниками. Оставшиеся курсанты испытывали большие трудности, поскольку зимой 1941-1942 годов пришлось жить в палатках и землянках на лагерных аэродромах без необходимого обмундирования и снаряжения, переданного в действующую армию. Достаточно сказать, что только четверть состава курсантов были одеты и обуты, как того требовали воинские наставления.
Тем временем фронт подступал к Волге, фашисты начали забрасывать своих диверсантов и бомбить аэродромы Балашовской авиашколы. Правда, большого вреда они не наносили, так как самолеты после полетов с курсантами укрывались в капонирах, летное поле выравнивали, и снова продолжали полеты.
В небе Славгорода
В связи с приближением фронта по решению Верховного Главнокомандования Красной Армии в сентябре 1942 года 1-я Балашовская военная авиационная школа пилотов под командованием полковника Аркадия Орадовского эвакуировалась в город Славгород.
Разместилась авиашкола в так называемом военном городке, существующем поныне. Он появился здесь еще в 1930-х годах. В нем проводилась подготовка новобранцев перед отправкой в воинские части, формирование соединений. К примеру, в ноябре 1939 года из трудящихся Алтайского края и Омской области были сформированы 178-я стрелковая дивизия, впоследствии получившая название «Кулагинская», а также в начале войны – 312-я и 380-я.
Тем не менее, личный состав Балашовской школы пилотов на новом месте столкнулся с большими трудностями, так как многое пришлось начинать сначала: строить аэродромы в Славгороде и Бурле, жилье, создавать учебную базу. Все полеты тогда выполнялись без радиосвязи и контроля с земли. Это накладывало особую ответственность как на летчика-инструктора, так и на курсанта. Обеспечивалась школа крайне неритмично, особенно горючим. Поэтому обучали лучших курсантов с минимальными затратами и отправляли их на фронт.
Бывший житель Славгорода Михаил Пудич в книге «Воздушные рабочие войны» вспоминал: «Мы жили у самого аэродрома, и ежедневно нам приходилось видеть, как проносятся штурмовики над самой крышей дома».
Курсант Леонид Дубровский, поступивший в Балашовскую школу пилотов еще перед войной, к осени 1942 года освоивший там несколько самолетов, позднее вспоминал: «Было принято решение перебазировать нас в Сибирь, в Алтайский край, на станцию Бурла. Приехали, построили удобные землянки человек на 20-25 с печкой. Обучение на Ил-2 продолжалось. Позже нас перевели в город Славгород, где мы и закончили обучение. Нас, 8 летчиков, направили в город Щелково в Подмосковье для дальнейшего прохождения боевого применения на этом самолете».
Один из будущих создателей ядерного оружия страны доктор технических наук Степан Кравченко в начале войны оказался на Алтае. «Нас направили в Балашовское училище пилотов в Славгороде, - позднее вспоминал он. - Мы изучали Илы. Штурмовик-разведчик Ил-2 считался грозой фашистов, они называли его «черной смертью». Эта машина летала низко над землей - днище было бронированным. Кроме того, она сбрасывала снаряды незаметно. Победу я встретил там же – в Славгороде».
В годы Великой Отечественной авиаторы, обученные в Славгороде, громили фашистов на линии фронта и в глубоком тылу, перегоняли самолеты с Аляски, доставляли оружие, продовольствие и медикаменты партизанам, вывозили с оккупированной территории детей и раненых партизан.
Передан муниципалитету, здесь строится база и жилье для пограничников и проживает около трех с половиной тысяч человек.
Школа пилотов, располагавшаяся в Славгороде, готовила летчиков с осени 1942 до начала 1946 года, когда была объединена с Новосибирской авиационной школой летчиков авиации дальнего действия, а в июле 1946 года – расформирована.
Одновременно весной 1944 года в Саратовской области вновь начинают обучение авиаторов в учебном заведении, получившем название 2-е Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС Красной Армии. С 1959 года оно становится высшим учебным заведением. В 1998 году Балашовское ВВАУЛ имени главного маршала авиации Александра Новикова переименовано в военный авиационный институт, а в 2002 году реорганизовано в Балашовский учебный авиационный центр и 4-й авиафакультет Краснодарского военного авиационного института.
Герои, о которых мы не знали
По разным данным за свою почти 80-летнюю историю Балашовская авиашкола дала от 131 до 134 Героев Советского Союза, четверо из них удостоены этого звания дважды. Девяти выпускникам присвоено звание Герой Российской Федерации.
Когда я попытался выяснить, нет ли среди них тех, кто получил прописку в авиацию в небе Славгорода, сразу же обнаружил несколько имен Героев Советского Союза, которых прежде не причисляли к тем, кому путевку в жизнь дал Алтай. Ориентирами были даты обучения в Славгороде с сентября 1942 по май 1944 года, поскольку за год до окончания войны Балашовская школа пилотов вновь появилась и в Саратовской области, что вносит путаницу в сбор материалов.
Среди выпускников Балашовской школы прежде было известно лишь одно имя уроженца алтайского села Корчино Мамонтовского района Ивана Ладушкина. Однако Иван Мартынович окончил это учебное заведение летом 1942 года – еще в Саратовской области. А через год, завершив обучение в Тамбовском танковом училище, стал командиром экипажа, взвода, роты 2-й Витебской Краснознаменной ордена Кутузова гвардейской танковой бригады. 16 марта 1945 года на территории Восточной Пруссии танк гвардии лейтенанта Ладушкина был подбит, он выскочил из горящей машины, на ходу пересел в другую, продолжая руководить боем. Опорный пункт был взят. Но на окраине городка Дёйч Тирау в результате прямого попадания вражеского снаряда в танк Иван Ладушкин был убит. Похоронен герой в городе Людвигсорт ныне Калининградской области, который теперь носит его имя – город Ладушкин. В нем живут рыбаки, рабочие, механизаторы и звероводы. Также имя героя носит школа в селе Корчино.
Но меня поджидали и неожиданные находки. В наградных документах и мемуарах нескольких Героев Советского Союза указываются даты, когда Балашовская школа пилотов вела подготовку авиаторов только в Славгороде.
К примеру, Николай Родин в автобиографии упоминает, что «в 1942 году авиашкола была эвакуирована в г. Славгород Алтайского края, где я закончил обучение 13 мая 1943 года». За успешные боевые действия в Великой Отечественной войне 26 июня 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Кстати говоря, о его подвиге в заметке «Пример ведущего» сообщал в печати писатель Константин Симонов.
Мне удалось также достоверно установить еще несколько имен Героев Советского Союза – однокурсников Николая Родина, окончивших Балашовскую школу пилотов в Славгороде в 1943 году. Это будущий генерал-майор авиации Николай Грошев, полковник Василий Кузнецов, подполковник Михаил Рыбак, майор Владимир Милюков и капитан Георгий Стародубцев.
С известной долей вероятности, можно считать нашими земляками и тех Героев Советского Союза, которые окончили Балашовскую военную авиационную школу пилотов в 1942 году. Среди них – генерал-майор авиации Виктор Кумсков, полковники Василий Лукашин, Аркадий Логинов, Владимир Знаменский, майор Евгений Балашов.
Младший лейтенант Борис Щапов, после окончания школы два года в качестве инструктора-летчика готовивший в Славгороде летные кадры для фронта, чтобы не попасть в плен, врезался во вражеские танки. 19 августа 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Трагически сложилась и судьба его однокурсника Анатолия Синькова. Он также в сентябре 1941 года окончил Балашовскую военную авиационную школу летчиков, и был оставлен в ней летчиком-инструктором. С декабря 1942 года бесстрашно участвовал в воздушных сражениях, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Но после окончания войны военный летчик «сорвался в штопор». За криминальные преступления был осужден сначала к семи, а затем еще к десяти годам лишения свободы, лишен геройского звания и боевых наград.
Удивительна судьба летчика Ивана Корчагина, который после окончания в Славгороде в 1943 году Балашовской школы был направлен на 1-й Прибалтийский фронт. 6-й штурмовой авиаполк 3-ей воздушной армии, где он проходил службу, был гвардейским, трижды орденоносным, в нем воевали дважды Герой Советского Союза Иван Павлов и 22 Героя Советского Союза. Один из них - Николай Чувин - взял Корчагина к себе в напарники.
В представлении летчика-штурмовика Ивана Корчагина к званию Героя России говорится: «В боях против немецких захватчиков тов. Корчагин с марта 1944 года по 9 мая 1945 года произвел 126 успешно выполненных боевых самолето-вылетов на самолете Ил-2 на штурмовку, разведку боем и свободный поиск... Повредил и уничтожил 5 танков, 60-65 автомашин с боеприпасами и военными грузами, до 50 повозок с грузом, разбил 2 паровоза, разрушил железнодорожное полотно 150-200 метров, уничтожил до 12 орудий полевой артиллерии, создал очаги пожаров в двух случаях, провел 8 воздушных боев без потерь со своей стороны...»
Но представление не было реализовано многие годы. И лишь 28 февраля 1994 года 78-летнему майору в отставке Ивану Корчагину присвоили звание Героя Российской Федерации.
Среди алтайских выпускников Балашовской школы пилотов я уже упоминал имя Степана Кравченко - он 49 лет проработал в Ядерном центре в городе Саров, 28 из которых – заместителем главного конструктора.
А известная летчица Герой Социалистического Труда Марина Попович в книге «Автограф в небе» упоминает об испытателе, генерал-майоре авиации Сергее Дедухе, который в сентябре 1942-январе 1943 года служил инструктором в Славгороде. После того как попал на фронт, он совершил 160 боевых вылетов, а после войны Сергей Дедух садился в кабины 114 типов самолетов и вертолетов, провел более 1500 испытательных полетов, готовил будущих космонавтов к полетам, установил немало мировых рекордов, защитил диссертацию.
Анатолий Муравлев,
обозреватель «Алтайской правды», специально для «СВ»