На алтайской земле

 

Глава седьмая. Они были первыми

 

А. Е. Романишин, подполковник преподаватель 

 

Волею судьбы после окончания военной академии в 1979 г. я продолжил службу в Барнаульском ВВАУЛ на кафедре общественных наук.

Все эти годы я работал с курсантами первого курса. Перед моими глазами прошли десятки юношей, в обучение и воспитание которых я, как и другие преподаватели, внес долю своего нелегкого труда. Меня всегда радовало то, что молодые парни шли в наше училище по зову сердца, отдельные, не имея полных 17-ти лет, добивались разрешения у вышестоящего командования поступать в БВВАУЛ. Это были ребята, которые страстно желали быть офицерами, военными летчиками. Одержимые голубой мечтой, становились ими.

Теперь, спустя почти 13 лет преподавательской деятельности, я имею право сказать, что труд военного педагога очень сложный и равен каждый день труду первопроходца. Что ни человек, то характер, что ни курсант, то свой подход к нему.

Трудно было мне начинать новое дело, пройти пришлось через своеобразные педагогические тернии, и, если бы рядом не было моих старших товарищей, коллег, наставников, то все было бы гораздо сложнее. С теплотой вспоминаю полковников запаса — ветеранов училища — Ермольчика М. В., Иваненчука Н. П., Трофимова Ю. П., полковника Редина Б. М., Жданову А. Ф. Добрые слова мои в адрес бывших начальников политического отдела училища полковников запаса Ланьшина Ю. И., Свичкарь В. Ф., Капиляиа А. В., руководителей учебного отдела, командиров и политработников курсантских подразделений, многих рабочих и служащих училища.

Сколько разных судеб у наших выпускников! Отдельные из них запечатлелись в памяти навсегда: Герой Советского Союза Павлюков К. Г., Палтусов В. А., Земляков В. Н., Смолин А. А., Яковлев О. Д. и другие, которые проявили свои лучшие качества в небе Афганистана, в выполнении своего воинского долга.

Хорошо помню Володю Палтусова, его первые шаги в нашем училище и возмужание. Он был не только хорошим курсантом — училище закончил с «Золотой медалью», но и активным общественником в курсантской среде, а также шефом одного из классов средней школы № 55 г. Барнаула.

Трудно вспомнить сегодня все то, чем приходилось заниматься мне в училище, учебном отделе, непосредственно на кафедре общественных наук (дневников специально я не вел), но скажу откровенно: делал все с душой ради подготовки офицеров, летчиков, военных кадров особого «покроя». Как добрые дела вспоминаются организованные с курсантами тематические вечера, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, училища и другое, целью которых было не только приобщить курсантов к страницам нашей истории, но и показать им, как нужно готовить и проводить такие мероприятия, зная, что в служебной деятельности офицера такая школа пригодится.

Считаю, что в нынешних условиях оправдывает себя проведение занятий с курсантами в музеях боевой славы, Краеведческом музее, на предприятиях и в вузах г. Барнаула, внедрение новых методов в учебно-воспитательном процессе, таких, как «круглый стол», «диалог», «деловые игры» и т. п. — ведь демократизация всей системы обучения способствует этому.

Как-то проводили мы с курсантами занятия на базе Алтайского Краевого Краеведческого музея — по теме: «Алтайский край в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.» Совместными усилиями с сотрудниками музея были организованы встречи с ветеранами минувшей войны. Глубокий след в памяти курсантов оставила встреча с товарищем Хохловым Михаилом Петровичем, командиром подпольной группы «Искра», действовавшей в тылу врага на территории Белоруссии. Он — автор воспоминаний, выпущенных под названием «Искра» радирует» и «Записки чекиста». К сожалению, изданы эти книги лишь в г. Минске.

Думаю, что добрые зерна нравственного, патриотического воспитания были «посеяны» в благодарные курсантские души и верю, что всходы были и будут качественными.

Что волнует сегодня? — Это подготовка и социальная защита педагогов в связи с военной реформой: оснащение учебных аудиторий новейшими техническими средствами обучения; регулярная межкафедральная работа; включение в перечень учебных дисциплин, преподаваемых в нашем училище таких, как: логика, этика и эстетика, культура и искусство, ораторское искусство. Настоящий человек, офицер не может быть таковым без этой подготовки.

В сложных условиях преобразования нашей действительности, Вооруженных Сил обучение курсантов, их воспитание, формирование у них чувств и поступков, направленных на верность своему Отечеству, своему народу, требует еще больших затрат и усилий со стороны общества и, в частности, военных педагогов.

Никакой перестройки, никакого перелома в учебно-воспитательном процессе произойти не может, если каждый командир, преподаватель не поймет огромного значения практических действий, которые только и могут двигать жизнь вперед, повышать эффективность и качество подготовки офицерских кадров, военных летчиков.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить