Мои воспоминания

 

Глава седьмая. Они были первыми

 

Д. Н. Панкратьев, полковник в отставке

 

Мои воспоминания

В шестидесятые годы, в связи с бурным развитием авиации, советское правительство приняло решение о создании в стране высших военно-авиационных училищ летчиков и инженеров. Так, Оренбургское, Тамбовское, Черниговское и другие средние училища были преобразованы в высшие.

В это же время планировалось организовать высшее летное училище в Западной Сибири. В начале предполагалось создать его в Омске, но там уже работало училище ГВФ, затем в Славгороде, но в районном городе не представлялось возможным укомплектовать общеобразовательные кафедры высококвалифицированными преподавателями. Остановились на Барнауле, столице Алтайского края. Целесообразность такого решения была доказана тем, что на просторах Алтая в годы Великой Отечественной войны и до начала шестидесятых годов успешно готовили летные кадры Омское и Сталинградское (Сибирское) училище летчиков. Воздушное пространство в этом регионе меньше чем в других воздушных бассейнах страны насыщено летательными аппаратами, что обеспечивало безопасность полетов курсантов.

В Барнауле на базе школы авиационных механиков была минимальная учебно-материальная база для штаба и учебно-летного отдела, а в Славгороде, Алейске, Топчихе и Камне-на-Оби аэродромы расформированных в начале 60-х годов двух названных летных ВУЗов.

Формирование БВВАУЛ началось с 11-го ноября 1966 года. В этот день командующий авиацией СибВО генерал-лейтенант авиации Никишин Д. Т., прибывший в Барнаул, назначил старшего инструктора политотдела шмас майора Ермольчика Михаила Васильевича старшим по приему и размещению прибывающих офицеров, так как первым из руководителей училища, начальник штаба подполковник Габдрахманов Ш. X. прибыл только 25 ноября.

Я был назначен на должность заместителя начальника училища по летной подготовке приказом ГК ВВС 2-го декабря 1966 года и прибыл к месту службы 16 декабря. Кроме начальника штаба и меня в училище числилось не более десяти офицеров, в том числе начальник тыла подполковник Украинский В. С., командир роты связи майор Коваленко И. Ф., начальник физподготовки капитан Катаев Б. И. и некоторые другие.

С этого времени приемом и размещением прибывающих офицеров пришлось заниматься мне с подполковником Габдрахмановым Ш. X.

К началу 1967 года в училище прибыло около 30 офицеров, в том числе начальник учебного отдела п/п-к Ефремов В. А., начальник, отдела кадров майор Лебедев Н. И. и Другие. В начале января 1967 года начальником политотдела стал подполковник Марков А. П,, бывший начальник ПО школы младших авиационных специалистов, которой в то время командовал полковник Сергаев П. Е.

Личный состав этой школы, ее штаб и учебная база оставались в ведении школы авиамехаников, а для вновь образующегося училища летчиков полковник Сергаев выделил одну комнату в штабе 2-го батальона. Прибывающих офицеров из других частей СА мы размещали в гостиницах города и в Доме колхозника, где по указанию 1-го секретаря крайкома КПСС А. В. Георгиева был освобожден полностью второй этаж.

В январе 1967 года в училище прибыл зам. нач. училища по ИАС подполковник-инженер Лимарь Н. А. Параллельно с прибытием офицеров, назначенных ГК ВВС, мы начали уже в январе 1967 года оформлять на должность преподавателей и зав. кафедрами гражданских лиц_. Так, на должность зав. общенаучных кафедр были избраны: Добрыгин Г. Г., Говоров И. В., Гендельман Л. А. и преподаватели: Чериенкова Т. М., Агафонова В. А., Власова М. М., Немировская Л. М., Неженцев В. П., Зязева М. Ф., Жилин Г. А. и другие.

В январе—феврале 1967 года из школы мл. авиаспециалистов к нам были переведены сверхсрочнослужащие: Целищев В. П., Мицких В. П., Буянкин Н. П. и другие.

6 февраля 1967 года из г. Канска (школа воздушных стрелков-радистов) я пригнал на аэродром ДОСААФ первый самолет. Это был самолет ЛИ-2. Вместе со мной прилетели ст. л-т В. И. Расторгуев, назначенный на должность командира звена управления, штурман самолета ст. л-т И. И. Бобренев и бортмеханик ст. техник л-т Волкуно» вич Н. И.

В этот же день (6. 02. 67 г.) в училище прибыл начальник БВВАУЛ полковник Филимонов Виктор Николаевич.

10 января 1967 года мы получили гербовую печать. Начальником строевого отдела был назначен капитан Черепанов А. Е.

В феврале 1967 года я с группой руководящего состава училища, то были: зам. по ИАС Лимарь, зам. по тылу Украинский, начальник мед. службы Кузьмичев и др., всего 14 человек, на самолете ЛИ-2 вылетел в Оренбургское военное авиационное училище летчиков для перенятая опыта обучения курсантов, организации учебных подразделений и учебной базы, а также для отбора офицеров на различные должности в наше училище. Так, были подобраны, и в дальнейшем переведены к нам подполковник А. А. Пашковский, С. Я. Чуриков, Е. И. Коровин, Ю. И. Шапкин, В. М. Большачков и др.

В марте в училище прибыло уже несколько самолетов Л-29 из других училищ вместе с летным составом. В этом же месяце прибыл первый командир авиаполка подполковник Антонкин С. М.

В мае, июне 1967 г. началась тренировка летного состава на самолете Л-29 на аэродроме Славгород—Южный.

Большой вклад в подготовку летного состава, а затем и курсантов внесли выходцы из Омского и Сталинградского ВАУЛ. Это такие офицеры как: Брусницин, Алешков, Загорулько, Марушко, Расторгуев, Ткаченко, а также Малько, Махалин, Житнев, Кожевников и др., врач капитан мед. службы Фомин В. А.

В июне 1967 года звено управления училища получило самолеты Л-29 и Ан-14. В мае 1967 года в Барнаул прибыл зам. главкома по тылу генерал-полковник Полынин Ф. П. с группой офицеров. Решался вопрос о размещении учебных полков на аэродромах Алтая: Славгороде, Калманке, Камне-на-Оби, Бийске (Зональном).

4 апреля 1967 г. газета «Алтайская правда» объявила о первом наборе курсантов в БВВАУЛ и о назначении экзаменов с 20 июля но 20 августа 1967 года. В училище было подано более 1500 заявлений о приеме. А так как размещать абитуриентов было негде (в июне—июле проходил ремонт зданий), то их пришлось размещать в здании сборного пункта Железнодорожного РВК, а вступительные экзамены принимать в 86-й средней школе. Начальником приемного пункта В. Н. Филимонов назначил старшего преподавателя тактики майора С. Я. Чурикова.

Первый учебный год в училище начался 1 сентября 1967 года. 12 октября курсанты приняли военную присягу и приступили к занятиям на кафедрах. 1—3 июля 1967 года подобран аэродром Зональное под Бийском. 7 августа 1967 года была заложена первая бетонная плита на новом аэродроме 'г. Камня-на-Оби.

В этот же день мы вылетели на самолете Ан-2 в г. Славгород, где нашли место для Славгородского аэродрома, в 5 км западнее аэродрома Северный.

14 октября 1967 года группа в составе 20 человек летного состава вылетела в г. Иваново-Франковск. За получением самолетов Л-29 от Чехословацкой республики.

17 октября начался перелет группы самолетов (12 шт.) Л-29 по маршруту: Иваново-Франковск, Городня, Чугуев, Тамбов, Багой, Барановка, Оренбург, Кустанай, Омск, Славгород. 21 октября 1967 года группа из 10 самолетов Л-29 без летных происшествий благополучно приземлилась на аэродроме Славгород, где ее встречали командование ВВС СибВО и местные власти г. Славгорода. Перелет группы возглавлял я. За время тренировок летного состава на самолетах Л-29 в 1967—1968 гг. было подготовлено 11 мастеров авиационного спорта. Среди них офицеры: Коровин, Демидов, Мухортов, Царьков, Малько, Большачков.

27 июня 1968 года в училище были проведены первые парашютные прыжки. Было выброшено 8-е классное отделение в составе 24 курсантов. Всего в этот день сделано 36 прыжков с самолета Ли-2 на аэродроме ДОСААФ.

10. 9. 68 г. звено управления с аэродрома ДОСААФ перелетело на аэродром ГВФ.

12 сентября 1968 года я отвез в отдел авиации СибВО документ о совместном базировании на новом аэродроме авиаотряда ГВФ. В этот же день командующий авиацией СибВО подписал приказ о базировании самолетов БВВАУЛ на этом аэродроме. На аэродроме базировалось звено управления и ПАРМ.

18 сентября 1968 года с аэродрома Славгород были проведены первые полеты, бомбометания на полигоне Знаменка. Начальник полигона капитан Мурашин В. Ф. 10 октября 1968 года полк на самолетах Л-29 (9 шт.) участвовал в общевойсковом учении СибВО на полигоне «Юрга» и получил отличную оценку командующего.

5 мая 1969 года начались первые полеты с курсантами на самолетах Л-29 на аэродроме Славгород—Южный. На этих полетах присутствовали и выступили зам. ГК ВВС по ВУЗам генерал-лейтенант Матвеев А. А., генерал-майор авиации Куличев И. А., командующий войсками округа генерал- полковник Толубко В. Ф., член Военного Совета округа генерал-лейтенант Бойченко И. В. и зав. отделом Алтайского крайкома КПСС Журавлев И. В.

Летом 1969 года были получены самолеты Ил-28 и размещены в Камне-на-Оби.

В ноябре 1971 года полк Л-29 перебазировался со Славгорода в Калманку, а полк Ил-28 с Камня-на-Оби в Славгород. Командиром полка на Ил-28 стал полковник Чайченко В. С., а на самолетах Л-29 полковник Лимарев А. Е. С 1970 года командир полка полковник Антонкин стал заместителем начальника училища по летной подготовке, а я уволился в запас и перешел работать в аэрофлот. Первым заместителем начальника училища стал полковник Рожков Е. Я.

В январе 1980 года я снова вернулся в БВВАУЛ, но уже в качестве старшего инженера по техническим средствам обучения (он же начальник военно-исторического музея). В настоящее время продолжаю работать в Совете ветеранов Барнаульского ВВАУЛ.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить