Они выполняли задание правительства СССР

 

Глава пятая. В небе Афганистана

 

Подполковник Сергиенко В. А. воин-интернационалист

 

Они выполняли задание правительства СССР 

Около трех лет прошло с тех пор, когда завершилось девятилетнее пребывание советских войск в Афганистане. Съездом народных депутатов СССР дана объективная оценка участию пашей страны в афганской войне. Она признана неправедной, но офицеры, прапорщики и солдаты выполняли задание советского правительства, и их мужество и героизм не подлежат осуждению.

Тема эта остается актуальной и в наши дни. Высказываются различные, порой полярно противоположные мнения и оценки: настолько многогранная и многоплановая ситуация возникла в последние годы в Афганистане и вокруг него.

Барнаульское ВВАУЛ не направляло в Афганистан своих выпускников, не направляло и летчиков с учебных полков. План «Эстафета», регулирующий замену военнослужащих в Афганистане, касался лишь боевых частей. Наши выпускники прибывали в Афганистан в различные годы со всех уголков нашей страны в составе полков, эскадрилий, звеньев и одиночно. Летали на разных типах самолетов и вертолетов. За весь период афганской войны в составе каждого полка или отдельной эскадрильи, дислоцировавшихся в Афганистане, воевали наши выпускники. Многие базировались в гарнизоне Баграм, где были на вооружении штурмовики Су-25, а вели боевые действия по всей территории Афганистана в зависимости от того, где проходили бои наземных войск с бандами мятежников.

Эффективность профессии военного летчика, приобретенной в нашем училище, проверялась в боевой обстановке, которая не прощала малейших оплошностей.

«Грачи» — так называли штурмовики в Афганистане, наводили ужас на мятежников. Их мощное вооружение, хорошие навигационные и маневренные характеристики позволяли выполнять сложные оперативно-тактические задачи.

Самолеты Су-25 стояли на вооружении лишь в нескольких гарнизонах, и нашим выпускникам приходилось переучиваться на них с других типов авиатехники, непосредственно перед убытием в Афганистан, а там были свои летные законы, они во многом не соответствовали положениям НПП, но позволяли выполнять боевые задачи и оставаться живыми. Приобретать боевой опыт было одинаково трудно и опытным, и молодым летчикам. Летная практика отличалась от той, которая применяется в полках, дислоцирующихся в Союзе. К примеру, заход па посадку по обычной схеме неминуемо привел бы к боевой потере. Самолет был бы сбит обычным стрелковым оружием. Вот и приходилось садиться по спирали, с крутой глиссады, в пределах охраняемой зоны аэродрома. Боевые действия «грачами» велись интенсивно. Здесь также перекрывались все допустимые нормы, ибо без прикрытия с воздуха наземные войска могут понести большие потери при проведении боевых операций.

Первой эскадрильей Су-25, которая действовала в Афганистане, была эскадрилья Ситолчайского полка, замполитом который был выпускник нашего училища 1972 года майор Козырев Б. В.

Интересная судьба у этого офицера. В первый набор 1967 года — не поступил. Неукротимая мечта стать военным летчиком не позволила ему уехать из Барнаула, и Борис работал кочегаром в училище до следующего набора 1968 года. Именно эскадрилья, в составе которой воевал манор Козырев Б. В., первоначально отрабатывала тактику боевых действий штурмовиками.

Родина высоко оценила мужество, героизм, умение руководить подчиненными подполковника Козырева Б. В. Он награжден орденом «Красного Знамени» и орденом «Красной Звезды».

Закончил с золотой медалью училище выпускник 1984 года Палтусов Владимир Александрович. Высокие знания; приобретенные в период учебы, помогли освоить ему новую авиационную технику. В Афганистан прибыл Владимир в 1986 году, быстро вошел в строй. Кроме высоких профессиональных качеств, обладал магнетическим притяжением к себе людей. Командир полка, с которым он служил до Афганистана, при встрече с отцом Володи Александром Петровичем выразился так: «Даже у меня были и есть враги и только у одного человека в полку не было врагов, Это Володя Палтусов».

За восемь с лишним месяцев Владимир сделал 266 боевых вылетов. Во время Великой Отечественной войны не многие летчики совершили такое количество боевых вылетов. В каждом боевом вылете раскрывался талант умелого воздушного бойца.

В тот роковой день 20 июля 1987 года старший лейтенант Палтусов за ночь совершил два боевых вылета. Спустя 20—30 минут после приземления, поступило срочное боевое задание, и Володя добровольно изъявил желание его выполнить.

С боевого задания старший лейтенант Палтусов В. А. не вернулся... Полковник Руцкой А. В. позвонил отцу Володи — Александру Петровичу, принес ему свои соболезнования, рассказал о мужестве и героизме подчиненного, и о том, как его сбила ракета, пущенная душманами.

За несколько дней до гибели старшему лейтенанту Палтусову В. А. была присвоена классная квалификация «Летчик 2-го класса», а орден «Красной Звезды», которым был награжден, в живых его уже не застал. Посмертно Владимир был награжден и орденом «Красного Знамени».

На перекрестке у города Большеречья стоит памятник боевому летчику, старшему лейтенанту Палтусову. Его именем названа улица, на которой он жил. «Владимир Александрович навсегда останется в сердцах товарищей как пример мужества, доблестного выполнения своего воинского долга», — так написано в соболезновании командования полка на имя родителей.

Выпускник 1983 года старший лейтенант Смолин Андрей Леонидович в небе Афганистана проявлял высокие бойцовские качества, присущие большинству питомцев Барнаульского училища. Неоднократно он успешно выполнял боевые задачи по уничтожению банд-формирований мятежников. При выполнении очередного задания, его самолет поразила ракета душманов. Катапультировавшись, Андрей вступил в бой, и меткий огонь на поражение не позволил захватить мятежникам его в плен. Боевые друзья с вертолетной эскадрильи вовремя подоспели на помощь.

За мужество и смелость старший лейтенант Смолин А. Л. награжден орденом «Красной Звезды».

Судьбы «афганцев» не одинаковы. По-разному складывался их путь к профессии военного летчика. Но есть и общие черты — верность военной присяге, ответственность за порученное дело, смелость, готовность на самопожертвование во имя выполнения боевой задачи.

Наверное, нет юноши, который бы не мечтал стать летчиком. Но одни отступают от этой мечты в неверии в свои силы, а другие преодолевают все преграды, чтобы ее достичь.

Александр Чачуро определил свою судьбу еще в школьные годы. Летал в ДОСААФ и, будучи покоренным профессией летчика, подает заявление в наше училище. Не поступает — большой в это время был конкурс. Проходит службу в воздушно-десантных войсках и не отступает от своей мечты. Подает рапорт в Барнаульское ВВАУЛ, сдает вступительные экзамены и снова не поступает. Казалось бы тут нужно и отступиться от своего стремления, но нет, не в характере это Александра. Он увольняется в запас, работает в строевом отделе училища, затем кочегаром. И только в третий раз, при поступлении в училище, Александр’ становится курсантом. Закончил учиАице в 1977 году. В Афганистан капитан Чачуро А. В. был направлен в 1984 году. Выполнял любые задачи, которые ставило командование. Не раз его самолет получал повреждения от огневых точек душманов, но высокий профессионализм позволял Александру Владиславовичу выполнять боевые задачи и возвращаться на аэродром.

За смелость и мужество, проявленные в боевых действиях, капитан Чачуро А. В. награжден орденом «Красной Звезды».

Вернулся с Афганистана в 1985 году, в гарнизон Черновцы. Бытовая неустроенность и множество объективных и субъективных трудностей. Александр Владиславович остро реагирует на любую несправедливость и беззаконие, а таких неудобных подчиненных начальство не любит. И продолжает служить боевой летчик, с боевой наградой в капитанском звании, ютясь с семьей в общежитии.

Газеты еще не сообщали об аварии на Чернобыльской АЭС. Да и никто толком не знал, что там произошло, когда в Черновцах построили полк с целью отобрать добровольцев для выполнения правительственного задания, еще неведомо какого. Из строя вышли три летчика, в том числе и капитан Чачуро А. В. Перелетели в город Киев, и добровольцев представили на беседу академику Велихову. Только здесь пилоты узнали об аварии па АЭС. Для фотографирования реактора нужен был один летчик. И ученый с мировым именем выбрал именно капитана Чачуро А. В., боевого летчика, презирающего страх.

Это был второй день после аварии и для принятия решения по ликвидации последствий нужны были квалифицированные снимки взорвавшегося реактора. Семь раз летал Александр Владиславович к реактору, семь раз делал снимки, но безрезультатно — пленки были засвечены. На восьмой раз, когда в самолет сел научный работник, снимки сделать удалось. На второй день после аварии на самолете капитана Чачуро А. В. еще не было свинцовой и другой защиты от радиации. Александр Владиславович получил большие дозы облучения. Самолет уничтожили, а мужественного летчика срочно отправили в Москву в медучреждение. Перелили кровь, дали 2 месяца отпуска.

Медкомиссия признала негодным к летной работе, и назначают Александра Владиславовича начальником штаба. Не по нутру пришлась капитану Чачуро А. В. штабная работа и в связи с невозможностью летать по состоянию здоровья, он увольняется в запас. Сейчас трудится в кооперативе, но сердцем и душой в авиации, и если понадобится — готов выполнить любые задания Родины.

В настоящее время проходит службу в училище летчик 1-го класса, кавалер ордена «Красной Звезды» начальник воздушной, огневой и тактической подготовки подполковник Катющенко Василий Константинович — выпускник 1972 года. В боевых действиях в Афганистане на самолете-разведчике Як-28 он принимал участие в 1979—1981 годах. С первого дня — 26 декабря 1979 года командир эскадрильи майор Катющенко В. К. вместе с, подчиненными, другими выпускниками нашего училища, сопровождал ввод наземных войск с городов Термеза и Кушки. Для продвижения войск нужны были квалифицированные снимки местности, и Василий Константинович производит фотографирование Файзабодского ущелья для ввода стрелковой бригады со стороны Таджикистана. Возглавляемые майором Катющенко В. К., разведчики производили контрольное фотографирование горных перевалов на границе с Пакистаном со стороны Пешевара. Вероятность поражения наземными огневыми средствами и истребителями Пакистана была велика, но необходимы были снимки об эффективности минных полей, преграждающих продвижение караванов мятежников в Афганистан с оружием и боеприпасами. Майор Катющенко В. К. квалифицированно выполнял эту опасную работу.

С апреля 1980 года, базируясь на аэродромах Кандагар и Шиндант, Василий Константинович возглавляет группу из 6 экипажей разведчиков по поиску банд душманов. Командиры наземных частей не могли вслепую планировать и вести боевые действия, а потому очень ценили разведданые авиаторов.

Вместе с подполковником Катющенко В. К. принимали участие в боевых действиях выпускники нашего училища 1973 годгу, награжденные за смелость и мужество орденами «За службу Родине» III степени. Заместитель командира эскадрильи капитан Огинский В. А., командир звена капитан Дунаев П. И., командир звена капитан Сергеев В. В.

Высокий летный профессионализм проявил выпускник училища 1973 года капитан Вагин В. В небе Афганистана он летал на двух типах самолетов. На ЯК-28 — разведчике, а затем, переучившись на Су-24 — бомбардировщике.

В 1979 году подполковник Катющенко В. К., принимая госэкзамены в нашем училище, познакомился с выпускником-курсантом Целевым Олегом Григорьевичем, рассказал о своем разведполке. Лейтенант Целев О. Г., проходя службу в Прибалтике, стал ходатайствовать о переводе его в Карши в тот самый разведполк. Просьба была удовлетворена только в 1982 году. Старший лейтенант Целев О. Г. проявил смелость и мужество в небе Афганистана.

Наши выпускники приумножили авторитет училища непосредственно в боевой обстановке. За смелость и мужество, проявленные в небе Афганистана, награждены орденами «За службу Родине» выпускники 1979 года лейтенант Воронов С. и лейтенант Калачев В. В.

На разной авиатехнике приходилось воевать в Афганистане нашим выпускникам. Так, выпускник 1972 года, капитан Михеев П. вел боевые действия на боевом вертолете Ми-24. В 1980 году его вертолет был сбит. Командир экипажа и борттехник погибли, а летчик-оператор Петр Михеев смог вызвать поисковый вертолет и эвакуировать тела погибших товарищей.

Выпускник 1972 года капитан Берестнев Ф. в Афганистане был командиром экипажа Ан-26 РТ. В 1980 году при выполнении боевой задачи его самолет атаковали два пакистанских истребителя Ф-5 и пытались вынудить совершить посадку в Пакистане. Федор Берестнев прекрасно понимал к чему может привести неподчинение пакистанским истребителям. Экипаж одобрил решение командира: «Лучше смерть — чем плен». Умело проведенные воздушные маневры позволили Федору Берестневу посадить самолет на Кабульский аэродром.

Училище по праву гордится своими выпускниками, проявившими мужества, героизм и высокий профессионализм военных летчиков.

Особое место в истории ратных дел училища заняли выпускники 1983 года. Они в течение года совершили от 76 до 300 боевых вылетов и все награждены правительственными наградами.

Орденом «Красной Звезды» и медалью «За боевые заслуги» награжден выпускник 1971 года, полковник Попов А. Р.

Орденами «Красной Звезды» и «За службу Родине» III степени награждены старшие лейтенанты Тихонов А.Д., Присяжных Ю. С., Финашкин Ю. В., Альхименко В. Г.

Орденом «Красной Звезды» награждены капитаны Кожевников А. П., Яковлев О. Д., старшие лейтенанты Архипенко Н. А., Захаров С. П., Мамин Э. Ю., Шахов А. В., Щербаков С. В., Кокарев А. П., Трунов Б. В., Кузнецов Д. В.

Этим же орденом награждены выпускники 1984 года капитан Ларионов А. В. и старший лейтенант Редченко.

Мы отдаем должное каждому из перечисленных наших питомцев воинов-иитернационалистов. Они совершали подвиги сродни тем, что совершали в годы Великой Отечественной войны — летчики-фронтовики.

Не всегда завершались боевые действия победами. Во всякой войне есть боевые потери, гибнут люди. Не вернулись с Афганистана живыми выпускники Павлюков К. Г., Палтусов В. А., Земляков В. Н., Чистеев М. А., Спиридонов. Память о погибших наших выпускниках мы будем всегда бережно хранить.

Участие наших выпускников в афганской войне, проявленные ими мужество и героизм, подтверждают выверенность и действенность всего учебно-воспитательного процесса, проводимого в училище. Он должен постоянно совершенствоваться и соответствовать духу времени, но традиции и преемственность должны сохраняться.

В период афганской войны была другая политика нашего государства по поводу ведения боевых действий за пределами нашей страны. Это было выполнение интернационального долга, это была защита южных рубежей нашей Родины. Целенаправленная политическая работа вызывала у личного состава патриотический порыв — быть там, где трудно, и многие офицеры и прапорщики писали рапорта па имя командования училища с просьбой направить их проходить службу в Афганистан, для оказания интернациональной помощи дружественному афганскому пароду в борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией.

Всего за период афганской войны наряду с летчиками, принимали участие в боевых действиях 44 военнослужащих других профессий: 17 офицеров и 27 прапорщиков. Большинство из них и сейчас проходят службу в управлении и частях училища. Это подполковники Чернов Б. П., Цуркан Н. П., майоры Чернозипунников Б. В., Кожевников Ю. Ю., Долгих А. К., Евсеев Ю. Н., Петровский В. П., Яшин А. В., Павлюк С. В., капитаны Бычков В. Н., Епихин А. С., Камынин А. И., Истомин М. Н., Пагуба С. В.: старшие лейтенанты Юсупов К. К., Черников И. Е., Третьяков А. Б., Чернов cD. И,, старшие прапорщики Находкин В. М., Антропов А. В., Протокопов И. Ф., Лобков А, И., Шишигин Н. И., Савчук В. А., Олийчук Н. В., Проць Б. В., Гирюшкин В. П., Козелев В. П., Копычинский М. Н., Моськин В, А., прапорщики Букатин С. П., Михеев В. Я., Колодий А. Н., Теляев А. П., Пивоваров Г. В., Ганенко П. М., Проскурин В. И., Шаповалов В. М., Ежеиков В. К., Дерябин А. М., Литвинов А. М., Кутняшенко В. М., Скопа В. И., Сайтгалин А., А.

Все они с достоинством и честью выполнили свой воинский долг н вернулись для прохождения дальнейшей службы в училище,, являются специалистами инженерно-авиационной службы, тыла, связи и других профессий, без которых невозможна боевая работа авиационных полков и эскадрилий.

Большинство из них имеют боевые награды. Служба в Афганистане была сопряжена с. большими физическими нагрузками. Готовить авиатехнику к очередным боевым вылетам приходилось в условиях субтропического климата, когда жара доходила до +60 градусов. Не просто работать с горячим металлом.

Специалисты ИАС работали с техникой, которой не было на вооружении в училище, и осваивать новую материальную часть приходилось в кратчайшие сроки, непосредственно при ее обслуживании.

В Афганистане не было таких профессий, при выполнении которых не угрожала бы опасность человеку. Моджахеды часто обстреливали ракетами аэродромы и авиагородки, угрожали жизни каждому. На инженеров и техников возлагалась обязанность эвакуации экипажей и техники, сбитых душманами или получивших повреждения и совершивших вынужденные посадки вертолетов в контролируемых мятежниками зонах. Группам по эвакуации приходилось одновременно вести бон и устранять повреждения боевых машин. Смелость и мужество специалистов ИАС редко освещались в печати, так же редко, как и специалистов тыла, доставлявших на аэродромы боеприпасы., топливо, продовольствие автоколоннами и не раз отражавших нападения мятежников.

Всего в Барнаульском ВВАУЛ в настоящее время проходят службу 87 воинов-интернационалистов. Указом Президента Республики Афганистан Наджибулы все награждены медалью «От благодарного афганского народа». Все награждены грамотой Верховного Совета СССР и нагрудным Знаком «Воин-интернационалист». Редко кто из «афганцев» носит этот Знак на повседневном мундире. Их характеризует скромность и добросовестное выполнение своих служебных обязанностей.

В училище создан Совет воинов-иитернационалистов, возглавляемый подполковником Павленко Александром Васильевичем, а его заместитель майор Мурыгин Александр Павлович, боевой штурман отряда управления. Главной задачей Совета является военно-патриотическое воспитание молодых воинов. При встречах с личным составом воины-интернационалисты рассказывают о мужестве и героизме своих боевых товарищей. Воспитывают молодых воинов на боевых традициях старших поколений. 

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить