В интересах дальнейшей интенсификации учебного процесса

 

Глава четвертая. К новым высотам

 

В интересах дальнейшей интенсификации учебного процесса

Поднять качество профессиональной подготовки курсантов на уровень, соответствующий современным требованиям— одна из главных задач училища.

Выпускники сегодняшнего дня, наряду с профессиональной, должны обладать основательной общественно-политической подготовкой, современным экономическим мышлением, навыками управленческой, организаторской и воспитательной работы, активными методами использования электронно-вычислительной техники применительно к профилю своей деятельности, высокой общей культурой. Их должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь, Именно с этих позиций командование Барнаульского ВВАУЛ рассматривает все вопросы перестройки и деятельности своего вуза.

Основные направления дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса были изложены в докладе начальника училища генерал-майора авиации В. Д. Позднякова «Итоги 1990 года и задачи на новый учебный год». Их сердцевиной является интенсификация теоретической и летной подготовки курсантов с учетом специфики их будущей службы в боевых частях.

Дальнейшее повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процессу, усиление борьбы с послаблениями и упрощенчеством неотделимы от улучшения профессиональной подготовки преподавательского состава.

За последние три года шесть преподавателей защитили кандидатские диссертации, семь офицеров продолжают соискание ученых степеней, причем, впервые за всю историю училища, полковник Дорофеев Виктор Александрович и подполковник Авдеев Евгений Николаевич работают над докторскими диссертациями. Прошли обучение на академических курсах при военных академиях и факультетах повышения квалификации около сорока человек.

Совершенствование профессиональной подготовки преподавателей осуществляется в системе командирской подготовки, а также на учебно-методических сборах, инструкторско-методических, открытых и показных занятиях. Этому способствуют методические совещания и конференции, проводимые в масштабе училища, учебного отдела и кафедр.

В процессе учебы преподаватели углубляют знания, получают советы и рекомендации по организации, проведению и материальному обеспечению занятий, а также обретают умение применять при обучении курсантов наиболее эффективные приемы и методы.

Интенсификация учебно-воспитательного процесса немыслима без наличия добротной учебно-материальной базы. Благодаря творческим поискам и усилиям преподавателей на кафедрах конструкции и эксплуатации авиационной техники, аэродинамики и динамики полета, авиационного радиоэлектронного оборудования и других значительно обновлены и усовершенствованы учебные классы, наглядные пособия, электрофицированные стенды, тренажеры, макеты техники и т. п.

Успешно внедряются в учебно-воспитательный процесс средства современной информатики и вычислительной техники. Инициатором в этом деле выступила кафедра АРЭО. Она имеет опыт применения программируемой электронноклавишной машины типа «Искра-226».

Еще в 1986—1987 учебном году кандидатом физико-математических наук майором И. В. Левкиным и кандидатом технических наук подполковником М. П. Пасека впервые читался курс «Основы устройства и применения вычислительной техники», рассчитанный на 60 часов. Имея в наличии одну персональную ЭВМ и пять программирующих микрокалькуляторов, преподаватели И. В. Левкин и М. П. Пасека столкнулись с трудностями представления машинного времени, необходимого курсантам для приобретения практических навыков работы на ЭВМ и микрокалькуляторах. Это положение усугубилось еще тем, что отсутствовала учебная литература по данной дисциплине. Пришлось параллельно с проведением занятий создавать лекционный фонд и методическую документацию для преподавательского состава, писать и издавать учебные пособия для курсантов.

Под непосредственным руководством доцента кандидата технических наук полковника В. Д. Жадобина на кафедре была разработана система контроля знаний каждого курсанта по каждой теме, создан консультационный пункт по вычислительной технике и программированию.

 

Были разработаны и подготовлены более двухсот слайдов и два альбома схем. При кафедре работает кружок военно-научного общества курсантов, которые активно трудятся над созданием библиотеки программ, используемых в вычислительной технике.

Применение электронно-вычислительной машины «Искра-226» позволило в определенной степени интенсифицировать методическую работу преподавателей.

Было создано автоматизированное рабочее место преподавателя путем внедрения программы «Методист ОУиПВТ», (основа устройства и применения вычислительной техники), что позволяет быстро и эффективно создавать методическую документацию, размножать ее в необходимом количестве и, что самое, ценное, непрерывно ее совершенствовать.

По указанию командующего ВВС в учебном отделе проводилась научно-исследовательская работа, направленная на применение ЭВМ. в управлении подразделениями училища.

Изучен вопрос использования ЭВМ «Искра-226» и стандартного программного обеспечения «Велобод» для организации учета и анализа характеристик курсантского состава.

Была создана соответствующая программа «АСС курсант», опробован пробный пример по ее применению и выработаны рекомендации по ее дальнейшему использованию.

Реализован ряд частных задач по автоматизации планирования летной подготовки курсантов (программа «Аэродром») .

В настоящее время разработаны новые программы и тематические планы по дисциплинам: «Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолетов», «Основы электротехники, радиоэлектроники и автоматики», «Основы вычислительной техники». В программах основной упор сделан на введение активных видов занятий с курс антами.

В процессе преподавания дисциплины «Основы вычислительной техники» майор Левкин И. В. и преподаватели его ПМК подполковник Максимов В. К., майор Бранец А В. творчески, с большой заинтересованностью используют дисплейные классы. В них средства ЭВТ применяются для проведения оперативного контроля знании курсантов; иллюстрации лекций и групповых занятий; сбора информации об успеваемости курсантов; самостоятельной работы курсантов с помощью обучающих программ.

Начиная с 1990 года, средства ЭВТ стали применяться в учебном процессе при изучении основ электротехники, радиоэлектроники и автоматики. Более двух лет кафедра АРЭО совместно с кафедрой КЭАТ проводят комплексные практические занятия на аэродроме.

Отрадно, что в этой работе наряду с кафедрой АРЭО активное участие принимают преподаватели кафедры аэродинамики подполковники Яковенко В. П., Калямин В. В., Ганжа В. Г., Ткач Л. А. и другие. Если в 1987—1988 гг. на кафедре интенсивно внедряли в учебный процесс програмируемые микрокалькуляторы типа МК-52, а затем совершенствовали методику преподавания с использованием ЭВТ и внедряли новые формы обучения путем активизации обучения курсантов по методике В. Ф. Шаталова, то с 1989 года началось интенсивное внедрение в учебный процесс ЭВТ более высокого класса типа «Искра-226», «СМ-1420», позднее ДВК-3.

В настоящее время идет отработка вариантов вопросов, отладка обучающе-контролирующих программ и совершенствование методики использования ЭВМ на занятиях.

Использование ЭВТ проводится в два этапа: I этап — это применение ЭВТ тина МК-52 на 1 и 2 курсах с целью активизации обучения курсантов при изучении вопросов дисциплины; 2 этап — применение ЭВТ "более высокого класса по практической аэродинамике на 2, 3 и 4 курсах.

Интенсификация учебного процесса с помощью ЭВТ проводится также на кафедрах самолетовождения, тактики ВВС, ВПАВ, физики и иностранных языков.

Активные формы обучения курсантов с помощью ЭВТ и других технических средств широко используют преподаватели полковники Терлецкий С. И., Баштовой В. И. Дорофеев В. А., Редин Б. М., подполковники Ермолов В. А., Федулов Б. А., Крапивин В. Н., Федосимов Н. П., Костин А. А., Жигалов Е. П., Романишин А. Е., Шарапов Ю. И., Верба Н. Н., Балакин Н. В., служащие Советской Армии Неженцев В. П., Черненкова Т. М. Костина Г. Г., Тимашова Л. И., Локтева Г. П., Апасенко А. И., Чернорот Ю. Ф. и многие другие.

На основе обобщения передового педагогического опыта в училище издаются научно-методические сборники, что способствует внедрению прогрессивных форм и методов обучения курсантов. С 1984 года работает научно-технический семинар по перспективным методикам обучения и внедрению электронно-вычислительной техники в учебный процесс. Этому способствует созданный на базе ЭВМ «СМ-1420» вычислительный центр и на базе персональных ЭВМ два класса вычислительной техники.

Постоянная работа командования училища, преподавательского состава по внедрению в учебный процесс прогрессивных методов обучения способствует прочному усвоению курсантами теоретических и специальных знаний на всех курсах. Это подтверждают отличники учебно-боевой подготовки курсанты: Фролов В. А., Похиленко С. Н., Прокопьев С. Ю., Солдатов М. А., Кукла С. В., Савицкий О. В., Брюханов А. В., Пантелеев А. А., Вдовиченко С. А., Кабанов Р. В., Панфилов Г. Ф., Карбовский В. В., Рыхторов Е. А., Животков М. Е., Цыганков Ю. А., Неупокоев И. В., Шатилов С. А., выпускники 1991 года, окончившие училище с отличием лейтенанты: Горбаченко А. В., Иванов С. П., Толкачев А. К., Усинян А. В., братья-близнецы из Горного Алтая Плотников В. Я. и Плотников С. Я.

В акте Государственной экзаменационной комиссии но итогам двадцать первого выпуска курсантов Барнаульского ВВАУЛ записано: «Состояние учебно-воспитательного процесса в училище позволяет решать на должном уровне задачи по подготовке летчиков для ВВС СССР. Курсанты - выпускники в технике пилотирования и боевому применению подготовлены на «хорошо» и «отлично»), обучены правильной методике самостоятельной подготовки к полетам, действиям в усложненной обстановке, анализу качества выполнения полета. Выпускники обладают достаточным уровнем тактического мышления, способны решать задачи по подготовке к боевому вылету, управлять экипажами и подразделениями в различных условиях обстановки». 

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить