Учебно-материальная база

 

Глава четвертая. К новым высотам

 

Учебно-материальная база

В сентябре 1971 года было закончено строительство нового четырехэтажного корпуса для учебно-летного отдела.

Чтобы ввести его в строй к началу государственных экзаменов по теоретической подготовке первого выпуска курсантов, первый секретарь Алтайского крайкома партии Александр Васильевич Георгиев па совещании руководителей треста Барнаулжилстрой определил конкретные даты ввода в строй каждого этажа, каждого помещения и в последние две недели, лично, непосредственно на стройке контролировал их работу. Ветераны училища не помнят какого-либо другого периода в истории нашего вуза, чтобы так много внимания уделялось ему со стороны местных партийных и советских органов, как в эти годы.

Поэтому не случайно, что современный учебный корпус открыл для питомцев училища свои двери в точно запланированный срок. Экзамены по теоретической подготовке курсантов первого выпуска принимались в аудиториях, в которых несколько дней назад проводились еще монтажные и отделочные работы.

Новый учебный корпус не только создал хорошие условия для учебы курсантов и работы преподавателей, но и украсил Комсомольский проспект города Барнаула.

На фасаде здания — мозаичное панно, символизирующее стремительное развитие авиации и космонавтики. А внутри — конференцзал на 800 мест, библиотека и два читальных зала, три поточных аудитории на 210 посадочных мест каждая, класс-ангар авиационной техники, лаборатории аэродинамики, самолетовождения и радиоэлектроники, кабинеты общественных наук и тактики, аудитории общеобразовательных кафедр, спортивный зал и плавательный бассейн. Одним словом, училище получило отличный учебно-лабораторный и спортивный комплекс.

В связи с введением в строй нового учебного корпуса 12 января 1972 года на заседании Совета училища был повторно обсужден вопрос о совершенствовании учебно-материальной базы училища. С докладом по этому вопросу выступил начальник училища полковник А. А. Парфенов, который поставил конкретные задачи по созданию новых учебно-наглядных пособий.

Выполняя это решение, начальники кафедр составили планы, чертежи и эскизы оформления каждой аудитории. В них, главное внимание уделялось созданию действующих пособий, электрификации и механизации, ранее созданных пособий и стендов, оснащению учебных помещений техническими средствами обучения, разработке н изготовлению, наряду с графическими наглядными пособиями, диафильмов и диапозитивов в черно-белом и цветном исполнении.

В короткие сроки в световых карманах и других местах общего пользования были размещены красочные стенды, панно и витрины с документами и материалами по политическим вопросам, справочными данными по новейшим достижениям науки и техники, наглядной агитации, отражавшей состояние Советских Вооруженных Сил и ВВС.

Все создаваемые наглядные пособия рассматривались и утверждались на заседаниях эстетической комиссии, которую возглавлял начальник учебно-летного отдела полковник Анатолий Анисимович Пашковский. Эта комиссия была создана в декабре 1971 года и утверждена на Совете училища 12 января 1972 года. В ее состав входили кроме начальников кафедр, офицеры и прапорщики, имеющие художественно- оформительское образование или склонность к изобразительному искусству. Комиссия разработала образцы и предложила кафедрам единые формы, размеры, габариты, расцветки, колеры для создания учебно-наглядных пособий и оформления аудиторий.

В это же время были созданы учебно-производственные мастерские на цокольном этаже учебного корпуса. Возглавил их прапорщик Г. С. Чернышов, который и поныне плодотворно трудится на этой должности. К работе в мастерских были привлечены специалисты за счет подразделений и частей училища.

С целью более широкого привлечения курсантов к работе по созданию учебно-наглядных пособий заместитель начальника училища полковник Евгений Яковлевич Рожков закрепил подразделения курсантов за кафедрами.

Для развития творческой инициативы курсантов и привития им навыков научной и конструкторской работы па всех кафедрах были созданы научные и конструкторские кружки, а в учебно-летном отделе научное общество, председателем которого был назначен кандидат технических наук, доцент подполковник Ю. М. Черепенин.

В состав бюро научного общества вошли офицеры: Ю. К. Серегин, Ю. К. Третьяков, М. К. Пуриц, Г. П. Брухис, служащий Советской Армии Пономаренко, курсанты Грищенко, Козырев, Медведев, Кошелев, Мамаев, Побединский, Первухин, Пушкарев и Новиков.

Была достигнута договоренность с авиационными и другими заводами в Омске, Новосибирске и Барнауле, которые поставили училищу несколько железнодорожных контейнеров с необходимыми материалами для изготовления учебных пособии. Эту работу возглавил майор Ю. Г. Лундин.

Заместитель начальника училища полковник Е. Я. Рожков систематически контролировал и оказывал практическую помощь в выполнении плана развития и совершенствования учебно-лабораторной базы.

В училище был объявлен конкурс на лучшую учебную базу кафедры и 25 ноября 1974 года проведен смотр учебной базы под председательством начальника училища генерал- майора авиации А. А. Парфенова. Инициатором смотра был новый начальник учебно-летного отдела активный участник Великой Отечественной войны полковник Б. П. Кропанев.

Борис Петрович прослужил в училище одиннадцать лет до ноября 1985 года, внес значительный вклад в обучение и воспитание курсантов, постоянное внимание уделял совершенствованию и развитию учебно-материальной базы. В период его руководства учебно-летным отделом смотры учебной базы проводились ежегодно. Победители награждались вымпелами, их опыт обобщался и распространялся в других коллективах. Вот и на этом смотре вымпел и грамота за первое место были вручены кафедре марксизма-ленинизма, а ее начальнику полковнику Н. С. Гаврилову вручен ценный подарок.

Все аудитории кафедр были оснащены комплексами технических средств обучения, которые широко использовались преподавателями при чтении лекций и проведении семинарских занятий по общественным наукам.

Группа преподавателей авиационной техники под руководством подполковника Ю. М. Черепенина построила уникальную действующую аэродинамическую трубу, в учебных классах и ангаре на этой кафедре были препарированы изучаемые курсантами двигатели и учебные самолеты и запитаны всеми видами энергии.

На кафедре самолетовождения, в результате упорного труда полковника С. М. Скотникова, подполковника А. В. Павлова и других преподавателей наряду с учебными стендами была создана хорошая база для тренажей на технике одновременно целой учебной группой.

Преподаватели кафедры авиационного радиоэлектронного оборудования самолетов подполковники И. С. Зельман, Е. М. Иванов, майоры Н. С. Евсеев, И. И. Пляшечник и другие оснастили комплексом ТСО поточную лекционную аудиторию, ввели в строй лабораторию вычислительных машин, создали десятки действующих стендов и агрегатов.

Хорошие учебные кабинеты были созданы на кафедре тактики и кафедрах общенаучных дисциплин.

Преподаватели приняли активное участие в создании шести учебных аудиторий для летчиков в Славгороде, Камне-на-Оби и Панфилово, кроме этого было завершено оборудование стрелкового тира, а офицеры А. К. Шумилов, Н. Г. Филиппенко, 3. М. Сурис, Б. Н. Кагиров, А. А. Едунов, Н. В. Суковатенков, Н. В. Скударнов много потрудились, чтобы в соответствии с требованиями уставов Советской Армии оборудовать строевой плац, учебные классы по общевойсковой подготовке, создать караульный городок и тем самым обеспечить проведение занятий по общевоинским дисциплинам в соответствии с возросшими требованиями.

Много сделано офицерами Б. А. Ошариным, Н. Е. Павлюком, служащим Советской Армии Г. А. Мельниковым для приведения в соответствующий порядок спортивной базы училища и прежде всего спортивного зала и плавательного бассейна.

Всего по итогам 1974 года на кафедрах и лабораториях внедрено более ста рационализаторских предложений. Руками умельцев создано пятьдесят восемь стендов действующей аппаратуры, двадцать два тренажера, более двадцати различных приборов. Активными рационализаторами проявили себя полковник А. Д. Пашковский, подполковники С. М. Митерев, В. Пантелеев, майоры А. Мошков, Н. Евсеев, Е. Иванов, Ю. Чернорот, Ю. Елкин, курсанты В. Скрягин, В. Богданов и многие другие.

Хорошая учебно-лабораторная база явилась основой для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса с курсантами.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить