Госэкзамены по летной подготовке

 

Глава третья. Растем и мужаем

 

Госэкзамены по летной подготовке

Утро 10 сентября 1971 года для выпускников Барнаульского ВВАУЛ началось с торжественного построения на аэродроме. Взволнованность курсантов вполне объяснима. С этого дня они приступили к сдаче государственного экзамена по летной подготовке.

С этим большим событием выпускников поздравил председатель Государственной экзаменационной комиссии генерал-майор авиации Пургин.

Государственная комиссия решала, можно ли доверять штурвал боевых машин новому поколению летчиков. Как покажут они себя в воздухе?

...Прозвучала команда руководителя полетов подполковника В. Ф. Шайдурова.

Взлетел курсант Петр Петропавловский. Одному из первых ему было доверено показать свою летную зрелость, Старший лейтенант Виктор Милушкин спокоен за своего питомца. Он — отличный спортсмен, перворазрядник по легкой атлетике, по лыжам, комсомольский вожак подразделения.

Самолет зашел на посадку, отличное приземление и вот они: ученик и учитель вместе.

Петр жестикулирует, возбужденно объясняет своему наставнику детали полета, за который он не получил от летавшего с ним вместе подполковника В. П. Стрельцова, члена государственной экзаменационной комиссии, ни одного замечания.

Упражнение, выполненное Петром Петропавловским, не из простых. Как рассказывал он, летать по приборам под шторкой — это равносильно полету с завязанными глазами: летчик все должен видеть по приборам. За проявленное мастерство комсомольский вожак получил заслуженную отличную оценку.

Полеты продолжались... По команде с земли одна за другой, раскалывая воздух ревом турбин, уходили в небо машины. Курсанты-выпускники Сергей Медведев и Владимир Качалов уверенно вели их и по приборам, и в самостоятельном полете в составе звена. И тот и другой еще с первого курса отлично зарекомендовали себя.

Владимир, паренек из Новосибирска, поступил в училище уже после свидания с небом, успев совершить тридцать пять прыжков с парашютом. Не покинула курсанта Качалова привязанность к любимому виду спорта и здесь. За время учебы Владимир стал парашютистом-инструктором. На его счету было более восьмидесяти прыжков.

Сергей Медведев — потомственный авиатор. Его старший брат несколькими годами раньше стал летчиком-истребителем, средний — трудился на трассах гражданского воздушного флота. Сергей тоже выбрал для себя профессию военного летчика-инженера.

Нелегко удивить членов государственной экзаменационной комиссии, но так произошло, что уже вскоре после успешного полета курсанта Медведева, аэродром облетела весть: Сергею за его четкие твердые действия в воздухе объявлена благодарность.

Высота... Ею грезил в юношеские годы барнаулец Саша Попов. После окончания средней школы был передовым рабочим на котельном заводе, мастерски играл в хоккей, получил первый разряд, но все это было не для него. Только став курсантом училища, понял Александр,, что обрел то, без чего, кажется, и жить-то невозможно.

Я, восемьдесят седьмой, — запросил младший сержант Попов руководителя полетов, — разрешите запуск.

Запуск разрешаю, — услышал Александр голос руководителя полетов. Вскоре, когда машина вырулила на полосу, он попросил разрешения на взлет и, получив его, поднял самолет в воздух.

Земля золотистыми квадратами пшеничных полей, голубыми блюдцами озер распласталась внизу. В другой раз пилот не упустил бы возможности полюбоваться земной красотой, но сейчас...

В передней кабине сидел проверяющий, с секунды на секунду от него поступят вводные.

Так и было. Член государственной комиссии «убрал» один двигатель, самолет, потеряв половину мощности, резко накренился. Слово тебе, пилот!

Александр Рафаилович Попов в настоящее время подполковник, летчик первого класса, окончил заочно Военно-политическую академию имени В. И. Ленина, работает в ВВС СибВО. Он длительное время учил летному делу курсантов училища, обучал и воспитывал не одно поколение выпускников, занимая должности заместителя командира авиаэскадрильи по политической части, секретаря парткома авиационного полка, заместителя командира батальона курсантов по политической части.

Он до сих пор вспоминает, что во время того полета на госэкзаменах забыл думать о проверяющем и со скоростью электронной машины решил задачу об «отказавшем» двигателе и мгновенно прибавил обороты, выражаясь термином авиаторов, «дал ногу в сторону работающего двигателя». Крен еще больше увеличился, но Александр быстро вывел машину в горизонтальный полет.

Боевая машина, послушная воле летчика, согласно вводным проверявшего набирала высоту, то пикировала и, ненадолго возвратясь в устойчивое горизонтальное положение, вновь выписывала детали упражнения — экзамена.

С безукоризненной точностью младший сержант Попов вывел самолет на взлетно-посадочную полосу, уверенно посадил его. И только тогда, смахнув капли пота, почувствовал волнение. Из кабины вышел проверяющий.

Разрешите получить замечания! — обратился к нему младший сержант. — Особых замечаний нет, отлично летаете. Дальнейших Вам успехов в летном деле.

Прошло несколько дней. Над стартовым командным пунктом взвилась сигнальная ракета. Следом за ней ушли в воздух вторая, третья, известив о том, что полеты закончены, что курсанты первого выпуска Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков сдали государственный экзамен по технике пилотирования. А напряжение на аэродроме еще не спало. Все ждали решения государственной экзаменационной комиссии, ее заключения — можно ли доверять новому пополнению летчиков боевые машины, ключи от мирного неба Родины.

На подведение итогов собрались члены государственной комиссии, руководители училища, командиры и политработники подразделений. Вскоре заместитель председателя ГЭК полковник М. Ф. Тимохин объявил результаты государственного экзамена по технике пилотирования курсантов-выпускников. Он отметил, что выпускники эскадрильи, где командиром был подполковник В. Ф. Шайдуров, заместителем по политической части майор В. А, Алешков сдали госэкзамен по летной подготовке отлично, со средним баллом 4,9І.

С отличной сдачей госэкзамена, выпускников поздравил начальник политического отдела полковник А. П. Марков и только что назначенный на должность начальника училища полковник А. А. Парфенов, который руководил училищем до октября 1975 года. И тогда, поздравляя подразделение подполковника Василия Федоровича Шайдурова с высоким результатом, пожелал ему закрепить завоеванные позиции и передать свой опыт другим подразделениям. В ответном слове Василий Федорович сказал -

«Здесь, на аэродроме мы и все летчики-инструкторы, и штурманы, и техники, и младшие авиационные специалисты, и воины аэродромно-эксплуатационного подразделения сдали экзамен вместе с курсантами-выпускниками. Успешно сдали! Считаю, что и мы, и весь коллектив училища полностью выполнили социалистические обязательства подготовить выпуск с отличным качеством.

Итак, курсанты первого выпуска сдали государственные экзамены по летной подготовке. Теперь они накрепко связали свою судьбу с небом. Самодеятельный поэт, штурман авиационной эскадрильи старший лейтенант Владимир Шилов, посвятив выпускникам стихи, очень верно подметил, что «...выросли в училище летчики отличные, небесам отдавшие жар своих сердец», что они с честью выполнят свою миссию покорителей пятого океана. Вскоре сыновья земли и неба, сдав успешно теоретические госэкзамены, стали в строй защитников Родины. Среди них был и лейтенант Анатолий Лямкин, который считал, первый прыжок с парашютом началом формирования мужества у курсантов.

Первое испытание на мужество

Погожим июльским утром 1967 года поезд увозил из Усть-Каменогорска группу ребят. Все они ехали сдавать экзамены в Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков. Был среди них и Анатолий Лямкин. В училище абитуриентов встречали приветливо, но уже после первой беседы с начальником войскового приемника подполковником С. Я. Чуриковым стало ясно, что испытания их ожидают серьезные. Первым барьером, который предстояло преодолеть ребятам была медицинская комиссия, затем экзамены по математике, физике, русскому языку и литературе.

И вот наступил заветный день, когда па плечи Анатолия и его товарищей легли погоны курсантов-авиаторов.

Пожалуй, никто из новичков, поступивших на первый курс училища, не был свободен от мысли, что уже через пару недель, в крайнем случае через пару месяцев, их повезут на аэродром, и там. они, заняв место в кабине пилота, начнут осваивать профессию летчика. На самом деле все обстояло иначе. Оказывается, весь первый курс курсанты изучают теоретические дисциплины: физику, математику, теоретическую механику, некоторые специальные и общественные науки.

Анатолию, как и его однокурсникам, приходилось часами корпеть над книгами, разгадывая, словно самый сложный ребус, какую-либо физическую формулу или же математическую задачу.

Вместе со своими друзьями первокурсниками сержантом Анатолием Артамоновым, курсантами Владимиром Шорниковым, Валерием Власовым, Виктором Ахалиным и другими /выдержал Анатолий и первое испытание на мужество. Этим испытанием, вспоминает он, были прыжки с парашютом. Нельзя сказать, что и Анатолий, и его сокурсники не волновались перед первым прыжком. У каждого закрадывался в грудь предательский холодок. Но вида не подавали. Смеялись, шутили. Сотрясая прохладный утренний воздух, заработал мотор Ан-2, и крылатая машина, вздрогнув, тронулась с места и направилась к взлетной полосе. Разбег, и самолет незаметно оторвавшись от земли, поднялся в воздух.

Высота увеличивалась с каждой минутой. Исподволь наблюдая за своими товарищами, Анатолий видел, что лица их становились все сосредоточеннее. И только находящийся рядом с курсантами начальник парашютно-десантной службы училища подполковник Андреев, имевший квалификацию мастера по парашютному спорту, кажется совсем и не думал о предстоящих прыжках. На его лице была подбадривающая улыбка: ничего, дескать, все когда-то с этого первого прыжка начинали. Глядя на офицера, успокаивались и Курсанты.

А вот и сигнал выброски. Один за другим исчезают в проеме дверцы курсанты. Настала очередь Анатолия. Миг - и он прыгает в воздушную бездну. Тугие струи воздуха охватили его, не успел опомниться, как почувствовал резкий рывок... и вслед за этим какая-то необыкновенная тишина. Посмотрев вверх, Анатолий увидел раскрывшееся над ним широкое белое полотнище парашюта. А внизу — земля и маленькие фигурки людей на ней.

Впечатление такое, будто смотришь на них через бинокль с обратной стороны. Настроение — хоть песню пой. Выполнив все рекомендации перед приземлением, Анатолий удачно приземлился и вскоре принимал горячие поздравления товарищей. Так, можно считать, состоялось первое знакомство курсанта Анатолия Лямкина и его однокурсников с небом.

После сдачи государственных экзаменов и присвоения Анатолию воинского звания «лейтенант» мы спросили его: считает ли он, что уже стал настоящим летчиком? Анатолий уклонился от прямого ответа и тут же привел в пример своих сокурсников — курсантов Александра Бондарева, Владимира Ананьина. Мол, эти ребята делом доказали, что они настоящие пилоты. Оба попадали в воздухе в аварийные ситуации и оба нашли в себе силу и мужество, чтобы благополучно совершить посадку. А он что? Учился все эти годы! па хорошо и отлично, в числе первых получил разрешение на самостоятельный вылет, заслужил не одну похвалу от инструкторов за технику пилотирования. Сдал госэкзамеиы на отлично. И все. Но разве он такой один? А Николай Бубнов, Владимир Шорников, Виктор Ахалин? Да и вообще все ребята с их курса ничем не хуже, а даже лучше его.

Что же, с тем, что большинство курсантов первого и последующих выпусков — народ замечательный согласиться можно, особенно сейчас, спустя много лет. Когда нам известны десятки фамилий мастеров своего дела — командиров частей и подразделений, летчиков-испытателей, воинов-интернационалистов, награжденных несколькими боевыми наградами.

Жизнь показывает: если ты не спасовал перед трудностями, если упорно борешься за осуществление своей мечты, значит ты выдержишь любое испытание. Выдержал его и Анатолий Лямкин. Коммунист. Полковник. Командир одной из лучших частей ВВС.

<<К оглавлению

Читать дальше>> 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить