• Фото14
  • Фото 27
  • Фото 26
  • Фото 25
  • Фото 24
  • Фото 23
  • Фото 22
  • Фото 21
  • Фото 20
  • Фото 19
  • Фото 18
  • Фото 17
  • Фото 16
  • Фото 15
  • Фото 13
  • Фото 12
  • Фото11
  • Фото10
  • Фото 9
  • Фото 1

BvvaulУчилище было создано на основании Постановления Совета Министров СССР от 18 августа 1966 года. 9 сентября того же года был подписан приказ Министра обороны СССР, в котором местом дислокации вновь создаваемого летного ВУЗа определен дважды орденоносный Алтайский край. Вот так сухо и коротко звучит фрагмент из исторической справки. Кто-то решил, кто-то постановил и готов приказ о дислокации, а дальше все закрутилось, завертелось, и полетели военные летчики во все концы необъятной Родины защищать и охранять ее просторы.

По прошествии десятков лет можно и не задумываться, чья в этом заслуга, но можно и вспомнить. За каждым постановлением, указом или приказом всегда и во все времена стояли и стоят конкретные люди их судьбы и дела.

Историю Барнаульского летного я услышал много лет назад от Дмитрия Тихоновича Никишина, человека сыгравшего главную роль в создании училища.

В тот памятный для училища 1966 год Военно-Воздушные Силы СССР возглавлял Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин, а ВВС Сибирского военного округа командовал генерал лейтенант Дмитрий Тихонович Никишин.

Вначале 1966 года на совещании у главкома рассматривался вопрос подготовки летчиков перехватчиков истребительной авиации. Никишин предложил создать в Сибири учебную воздушную армию для подготовки летчиков не только истребительной, но и штурмовой, и бомбардировочной авиации. (Тогда мыслили явно более масштабно, чем сейчас.) На что Главком уклончиво ответил, что надо это обдумать со штабом. На том разговор и закончился.

Через месяц Главком позвонил Никишину:

- "Как ты смотришь, если мы предложим в твоем округе сформировать высшее военное училище летчиков?"

- "С удовольствием смотрю!"

- "Тогда подумай, где можно его разместить".

Командующий Сибирским военным округом в помощи отказал:

- "Думай, это твой вопрос."

Первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев Ф.С. ответил отрицательно. Слишком хлопотно заниматься такой сложной проблемой.

Председатель сибирского отделения Академии наук, академик Лаврентьев почти согласился, но, услышав о том, что еще и реактивные самолеты будут летать, тут же окончательно передумал.

Первый секретарь Алтайского крайкома партии Александр Васильевич Георгиев, после звонка Никишина предложил встретиться и поговорить обстоятельно. Встреча состоялась в тот же день. Командующий прилетел на самолете, на котором, они вместе с Георгиевым облетели все предполагаемые места размещения аэродромов училища.

А.В. Георгиев идею создания военного летного училища на Алтае поддержал с первого же дня и сразу начал активно помогать во всех организационных вопросах. Только благодаря Георгиеву армейское командование решилось на размещение училища на территории края. К нему обратились с просьбой позвонить Министру обороны СССР Малиновскому Р.Я.. Александр Васильевич эту просьбу выполнил.

Вот так появилось постановление Совета Министров и приказ Министра Обороны о создании и размещении Высшего военного авиационного училища летчиков в Алтайском крае.

А дальше стали набирать команду, размещать, строить, подбирать специалистов, преподавателей, летчиков, инженеров, техников. Работа емкая и сложная, но уже к началу лета 1967 были готовы к первому набору курсантов. А первый выпуск летчиков-инженеров, подготовленных Барнаульским ВВАУЛ, состоялся в октябре 1971 года. Половина выпускников за время учебы освоила три типа самолетов из них один сверхзвуковой ЯК-28 - тот самый, что находится на постаменте в училище на Комсомольском проспекте. Это было большое достижение. Практически с нуля начать и через пять лет выдать подготовленных военных летчиков с высшим образованием.

Три человека решили судьбу Барнаульского ВВАУЛ:

- Вершинин Константин Андреевич - его имя и носит училище.

- Георгиев Александр Васильевич - просто невозможно перечислить все, что он сделал для училища, он помогал постоянно с первых дней и много лет подряд до самой своей смерти.

Никишин Дмитрий Тихонович - это человек, которому училище обязано самой идеей его создания, первый огонь зажег он.

Но это не единственные люди, участвовавшие в осуществлении идеи создания Барнаульского военного летного училища.

- Парфенов Евгений Ерофеевич - в то время первый секретарь Каменского райкома партии - очень много сделал для организации жизни и работы летного учебного полка в городе Камень на Оби.

- Налетов Иван Дмитриевич - председатель Барнаульского Горисполкома помогал в обустройстве училища и выделении жилья военнослужащим в Барнауле.

- Невский Александр Николаевич - первый секретарь Славгородского райкома партии - помогал в становлении Cлавгородского летного учебного полка.

Всех нельзя перечислить, но о них помнят.

 Евгений ЖИГАЛОВ (выпускник училища 1975 года, летчик-инструктор 1го класса, начальник кафедры в момент его закрытия, полковник в отставке).

***

Вот после того как определились с местом базирования  и появились  документы, предписывающие создание Барнаульского ВВАУЛ

• Постановление Совета министров СССР от 18 августа 1966 года № 682-217.

• Приказ министра обороны СССР от 9 сентября 1966 года № 0192.

• Директива Генерального штаба от 23 сентября 1966 года № ОРГ/9/112191

      Лётное училище должно готовить летчиков. Нужны аэродромы, техника обслуживающая самолеты, сами самолеты, люди обслуживающие самолёты и обеспечивающие полёты. Нужны люди, которые будут обучать будущих лётчиков-инженеров на земле и в воздухе. А эти проблемы должны были решаться на основании других, не менее важных постановлений, приказов и директив. 

11 ноября 1966 года Начало формирования управления училища.

29 ноября 1966 года Вышел приказ начальника училища № 1 о том, что в управлении училища укомплектованы основные должности руководящего состава.

12 декабря 1966 года подписана директива Генерального штаба ВС № ОРГ /9/112734 о формировании 44-го уап и 100-го бато.

14 декабря 1966 года Назначен первый начальник училища полковник Виктор Николаевич Филимонов.

10 января 1967 года Получена гербовая печать училища.

11 января 1967 года В газете «Алтайская правда» опубликовано объявление о конкурсе на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава. училища.

6 февраля 1967 года В училище появился первый самолет Ли-2.

25 февраля 1967 года Cоздан совет училища.

4 мая 1967 года В газете «Алтайская правда» опубликовано объявление о приеме курсантов на первый курс училища.

20 июля—20 августа 1967 года Прохождение медицинской комиссии и сдача конкурсных вступительных экзаменов в училище абитуриентами первого набора.

19 июня 1967 года Назначен первый начальник курса капитан З.М. Сурис.

24 августа 1967 года В училище в 44-й уап поступили первые 10 самолетов Л-29. Их перегонку осуществила группа летчиков-инструкторов во главе с подполковником А. Е. Лимаревым.

1 сентября 1967 года Начался первый учебный год в училище.

12 октября 1967 года Курсанты первого набора училища приняли военную присягу.

30 ноября 1967 года Состоялась первая партийная конференция училища.

1 декабря 1967 года Закончилось формирование 44-го учебного авиационного полка на самолетах Л-29 (войсковая часть 21451)

29 декабря 1967 года Подписана директива Генерального штаба ВС № ОРГ/9/60633 о формировании 59-го уап.

5 января 1968 года Началось строительство учебного корпуса училища.

23 февраля 1968 года Училищу вручено Боевое знамя и Грамота Верховного Совета СССР.

12 апреля 1968 года Приказом министра обороны СССР № 0033 установлен ежегодный праздник училища - 25 декабря, который впоследствии был перенесен на 1 декабря.

 27 июня 1968 года Первые в училище прыжки с парашютом с самолета Ли-2 выполнили 24 курсанта 8-го отделения.

Октябрь 1968 года Началось формирование 59-го уап.

Конец 1968 года Управление училища полностью укомплектовано личным составом.

14 января 1969 года Первый Ил-28 полка поднялся в воздух с аэродрома «Славгород-Северный» 

23 февраля 1969 года При училище открыта школа юных космонавтов, переименованная в 1975 г. в школу юных летчиков.

4 марта 1969 года Приказом министра обороны СССР от 04.03.1969 г. № 040 1 декабря объявлено днем рождения 44-го учебного авиационного полка 5 мая 1969 года 44-й уап приступил к обучению курсантов Барнаульского ВВАУЛ на двух аэродромах «Славгород-Южный» и «Гусиная Ляга.

30 июля 1969 года 59-му уап вручено Боевое знамя.

30 июля 1969 года 44-му уап вручено Боевое знамя.

Август 1969 года 11 экипажей 59 уап участвуют в учениях СибВО.

31 января 1970 года Подписана директива Генерального штаба ВС № ОРГ/6/125943 о формировании 96-го уап.

Март 1970 года Началось формирование 96-го уап.

Март 1970 года 59-й уап приступил к обучению курсантов Барнаульского ВВАУЛ на двух аэродромах «Гусиная Ляга» и «Славгород-Северный».

10 сентября 1971 года Начались первые государственные экзамены по летной подготовке на самолетах Ил-28.

14 сентября 1970 года 12 самолетов Як-28 96-го уап совершили посадку на аэродром «Камень-на-Оби».

10 ноября 1970 года Состоялись первые полеты 96-го уап на аэродроме «Камень-на-Оби».

Май 1971 года 96-й уап приступил к обучению курсантов на самолетах Як-28.

Сентябрь 1971 года Принята в эксплуатацию первая очередь учебного корпуса Барнаульского ВВАУЛ.

26 октября 1971 года Состоялся первый выпуск летчиков-инженеров в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков.

Ноябрь 1971 года 44-й уап и 100-й бато перебазировались на новое место постоянной дислокации—аэродром «Панфилово» (с. Новороманово Калманского района) (согласно приказу командующего авиацией СибВО от 30.03. 1971 г. № 033).

22 февраля 1973 года 96-му уап вручено Боевое знамя.

Апрель 1974 года Постановлением Совета министров СССР от 15 апреля 1974 г., приказом министра обороны СССР от 30 апреля 1974 г. училищу присвоено имя Главного маршала авиации К.А. Вершинина

3 марта 1978 года Согласно директиве командующего авиацией СибВО от 03.03.1978 г. № 49/7/00709 59 уап перевооружен на самолеты Л-29.

20 марта 1981 года В соответствии с директивными указаниями Главного штаба ВВС от 20.03.1981 г. № 123/3/00235 в 44-м уап дополнительно сформированы 5-я и 6-я авиационные эскадрильи.

30 июня 1981 года Согласно директиве ГШ ВВС от 30.06. 1981 г. № 123/3/0690 59 уап перевооружен на самолеты МиГ-21.

Октябрь 1982 года в 96 уап последний выпуск курсантов на самолетах Як-28.

15 октября 1982 года В 96-м уап состоялись первые полеты на самолетах МиГ-21 (с постоянным составом).

1983 год 96-й уап полностью перевооружен на МиГ-21.

1984 год в 96 уап первые 36 курсантов сдали государственные экзамены по технике пилотирования на самолете МиГ-21.

14 мая 1986 года Согласно директиве ГШ ВВС от 14.05.1986 г. № 123/3/00526 59 уап вновь перевооружается на самолеты Л-29.

18 сентября 1990 года В 44-м уап произведены первые полеты на самолетах Л-39 после теоретического переучивания на новую авиационную технику.

11 марта 1991 года 44-й уап приступил к обучению курсантов на самолетах Л-39.

Сентябрь 1991 года в 96 уап состоялся последний выпуск курсантов на МиГ-21

1 декабря 1992 года Согласно директиве ГШ ВВС от 01.12.1992 г. № 123/3/0350 59 уап перевооружен на самолеты Л-39.

1992 год 96-й уап полностью перевооружен на самолеты Л-39. 

14 июля 1995 года На основании директивы Главного штаба ВВС от 14.07.1995 г. № 314/4/0441 44-й уап был переведен на штат трех эскадрилий.

19 ноября 1997 года В соответствии с требованиями директивы Главного штаба ВВС от 19.11.1997 г. № 123/3/2017 1 мая 1998 г. 44-й уап с частями обеспечения расформирован.

12 ноября 1998 года Подписана директива Генерального штаба ВС РФ № 314/10/0831 о расформировании 59-го уап. и 96-го уап.

31 марта 1999 года 59-й уап расформирован на основании приказа командира полка № 60.

Сентябрь 1971 года Принята в эксплуатацию первая очередь учебного корпуса Барнаульского ВВАУЛ

 

 

 

 

Офицеры, прапорщики, солдаты, служащие, преподаватели и  курсанты больше тридцати лет вкладывали в Барнаульское ВВАУЛ силы, душу, знания, опыт, любовь и свое здоровье. Вот о них и стоит оставить память, показать их лица и дела их детям, внукам, а возможно уже и правнукам, потому, что у многих из них они уже есть и тем, кто хочет связать свое будущее с авиацией. Юноши, желающие связать свою жизнь с авиацией, смогут найти на этих страницах ответы на многие вопросы относящиеся к военной авиации.