Училище было создано на основании Постановления Совета Министров СССР от 18 августа 1966 года. 9 сентября того же года был подписан приказ Министра обороны СССР, в котором местом дислокации вновь создаваемого летного ВУЗа определен дважды орденоносный Алтайский край. Вот так сухо и коротко звучит фрагмент из исторической справки. Кто-то решил, кто-то постановил и готов приказ о дислокации, а дальше все закрутилось, завертелось, и полетели военные летчики во все концы необъятной Родины защищать и охранять ее просторы.
По прошествии десятков лет можно и не задумываться, чья в этом заслуга, но можно и вспомнить. За каждым постановлением, указом или приказом всегда и во все времена стояли и стоят конкретные люди их судьбы и дела.
Историю Барнаульского летного я услышал много лет назад от Дмитрия Тихоновича Никишина, человека сыгравшего главную роль в создании училища.
В тот памятный для училища 1966 год Военно-Воздушные Силы СССР возглавлял Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин, а ВВС Сибирского военного округа командовал генерал лейтенант Дмитрий Тихонович Никишин.
Вначале 1966 года на совещании у главкома рассматривался вопрос подготовки летчиков перехватчиков истребительной авиации. Никишин предложил создать в Сибири учебную воздушную армию для подготовки летчиков не только истребительной, но и штурмовой, и бомбардировочной авиации. (Тогда мыслили явно более масштабно, чем сейчас.) На что Главком уклончиво ответил, что надо это обдумать со штабом. На том разговор и закончился.
Через месяц Главком позвонил Никишину:
- "Как ты смотришь, если мы предложим в твоем округе сформировать высшее военное училище летчиков?"
- "С удовольствием смотрю!"
- "Тогда подумай, где можно его разместить".
Командующий Сибирским военным округом в помощи отказал:
- "Думай, это твой вопрос."
Первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев Ф.С. ответил отрицательно. Слишком хлопотно заниматься такой сложной проблемой.
Председатель сибирского отделения Академии наук, академик Лаврентьев почти согласился, но, услышав о том, что еще и реактивные самолеты будут летать, тут же окончательно передумал.
Первый секретарь Алтайского крайкома партии Александр Васильевич Георгиев, после звонка Никишина предложил встретиться и поговорить обстоятельно. Встреча состоялась в тот же день. Командующий прилетел на самолете, на котором, они вместе с Георгиевым облетели все предполагаемые места размещения аэродромов училища.
А.В. Георгиев идею создания военного летного училища на Алтае поддержал с первого же дня и сразу начал активно помогать во всех организационных вопросах. Только благодаря Георгиеву армейское командование решилось на размещение училища на территории края. К нему обратились с просьбой позвонить Министру обороны СССР Малиновскому Р.Я.. Александр Васильевич эту просьбу выполнил.
Вот так появилось постановление Совета Министров и приказ Министра Обороны о создании и размещении Высшего военного авиационного училища летчиков в Алтайском крае.
А дальше стали набирать команду, размещать, строить, подбирать специалистов, преподавателей, летчиков, инженеров, техников. Работа емкая и сложная, но уже к началу лета 1967 были готовы к первому набору курсантов. А первый выпуск летчиков-инженеров, подготовленных Барнаульским ВВАУЛ, состоялся в октябре 1971 года. Половина выпускников за время учебы освоила три типа самолетов из них один сверхзвуковой ЯК-28 - тот самый, что находится на постаменте в училище на Комсомольском проспекте. Это было большое достижение. Практически с нуля начать и через пять лет выдать подготовленных военных летчиков с высшим образованием.
Три человека решили судьбу Барнаульского ВВАУЛ:
- Вершинин Константин Андреевич - его имя и носит училище.
- Георгиев Александр Васильевич - просто невозможно перечислить все, что он сделал для училища, он помогал постоянно с первых дней и много лет подряд до самой своей смерти.
Никишин Дмитрий Тихонович - это человек, которому училище обязано самой идеей его создания, первый огонь зажег он.
Но это не единственные люди, участвовавшие в осуществлении идеи создания Барнаульского военного летного училища.
- Парфенов Евгений Ерофеевич - в то время первый секретарь Каменского райкома партии - очень много сделал для организации жизни и работы летного учебного полка в городе Камень на Оби.
- Налетов Иван Дмитриевич - председатель Барнаульского Горисполкома помогал в обустройстве училища и выделении жилья военнослужащим в Барнауле.
- Невский Александр Николаевич - первый секретарь Славгородского райкома партии - помогал в становлении Cлавгородского летного учебного полка.
Всех нельзя перечислить, но о них помнят.
Евгений ЖИГАЛОВ (выпускник училища 1975 года, летчик-инструктор 1го класса, начальник кафедры в момент его закрытия, полковник в отставке).
***
Вот после того как определились с местом базирования, в 1966 году и появились документы, предписывающие создание Барнаульского ВВАУЛ:
- Постановление Совета министров СССР от 18 августа 1966 года № 682-217.
- Приказ министра обороны СССР от 9 сентября 1966 года № 0192.
- Директива Генерального штаба от 23 сентября 1966 года № ОРГ/9/112191
Лётное училище должно готовить летчиков. Нужны аэродромы, техника обслуживающая самолеты, сами самолеты, люди обслуживающие самолёты и обеспечивающие полёты. Нужны люди, которые будут обучать будущих лётчиков-инженеров на земле и в воздухе. А эти проблемы должны были решаться на основании других, не менее важных постановлений, приказов и директив.
- 11 ноября 1966 года Начало формирования управления училища.
- 29 ноября 1966 года Вышел приказ начальника училища № 1 о том, что в управлении училища укомплектованы основные должности руководящего состава.
- 12 декабря 1966 года подписана директива Генерального штаба ВС № ОРГ /9/112734 о формировании 44-го уап и 100-го бато.
- 14 декабря 1966 года Назначен первый начальник училища полковник Виктор Николаевич Филимонов.
- 10 января 1967 года Получена гербовая печать училища.
- 11 января 1967 года В газете «Алтайская правда» опубликовано объявление о конкурсе на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава. училища.
- 6 февраля 1967 года В училище появился первый самолет Ли-2.
- 25 февраля 1967 года Cоздан совет училища.
- 4 мая 1967 года В газете «Алтайская правда» опубликовано объявление о приеме курсантов на первый курс училища.
- 20 июля—20 августа 1967 года Прохождение медицинской комиссии и сдача конкурсных вступительных экзаменов в училище абитуриентами первого набора.
- 19 июня 1967 года Назначен первый начальник курса капитан З.М. Сурис.
- 24 августа 1967 года В училище в 44-й уап поступили первые 10 самолетов Л-29. Их перегонку осуществила группа летчиков-инструкторов во главе с подполковником А. Е. Лимаревым.
- 1 сентября 1967 года Начался первый учебный год в училище.
- 12 октября 1967 года Курсанты первого набора училища приняли военную присягу.
- 30 ноября 1967 года Состоялась первая партийная конференция училища.
- 1 декабря 1967 года Закончилось формирование 44-го учебного авиационного полка на самолетах Л-29 (войсковая часть 21451)
- 29 декабря 1967 года Подписана директива Генерального штаба ВС № ОРГ/9/60633 о формировании 59-го уап.
- 5 января 1968 года Началось строительство учебного корпуса училища.
- 23 февраля 1968 года Училищу вручено Боевое знамя и Грамота Верховного Совета СССР.
- 12 апреля 1968 года Приказом министра обороны СССР № 0033 установлен ежегодный праздник училища - 25 декабря, который впоследствии был перенесен на 1 декабря.
- 27 июня 1968 года Первые в училище прыжки с парашютом с самолета Ли-2 выполнили 24 курсанта 8-го отделения.
- Октябрь 1968 года Началось формирование 59-го уап.
- Конец 1968 года Управление училища полностью укомплектовано личным составом.
- 14 января 1969 года Первый Ил-28 полка поднялся в воздух с аэродрома «Славгород-Северный»
- 23 февраля 1969 года При училище открыта школа юных космонавтов, переименованная в 1975 г. в школу юных летчиков.
- 4 марта 1969 года Приказом министра обороны СССР от 04.03.1969 г. № 040 1 декабря объявлено днем рождения 44-го учебного авиационного полка 5 мая 1969 года 44-й уап приступил к обучению курсантов Барнаульского ВВАУЛ на двух аэродромах «Славгород-Южный» и «Гусиная Ляга.
- 30 июля 1969 года 59-му уап вручено Боевое знамя.
- 30 июля 1969 года 44-му уап вручено Боевое знамя.
- Август 1969 года 11 экипажей 59 уап участвуют в учениях СибВО.
- 31 января 1970 года Подписана директива Генерального штаба ВС № ОРГ/6/125943 о формировании 96-го уап.
- Март 1970 года Началось формирование 96-го уап.
- Март 1970 года 59-й уап приступил к обучению курсантов Барнаульского ВВАУЛ на двух аэродромах «Гусиная Ляга» и «Славгород-Северный».
- 14 сентября 1970 года 12 самолетов Як-28 96-го уап совершили посадку на аэродром «Камень-на-Оби».
- 10 ноября 1970 года Состоялись первые полеты 96-го уап на аэродроме «Камень-на-Оби».
- Май 1971 года 96-й уап приступил к обучению курсантов на самолетах Як-28.
- 10 сентября 1971 года Начались первые государственные экзамены по летной подготовке на самолетах Ил-28.
- Сентябрь 1971 года Принята в эксплуатацию первая очередь учебного корпуса Барнаульского ВВАУЛ.
- 26 октября 1971 года Состоялся первый выпуск летчиков-инженеров в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков.
- Ноябрь 1971 года 44-й уап и 100-й бато перебазировались на новое место постоянной дислокации—аэродром «Панфилово» (с. Новороманово Калманского района) (согласно приказу командующего авиацией СибВО от 30.03. 1971 г. № 033).
- 22 февраля 1973 года 96-му уап вручено Боевое знамя.
- Апрель 1974 года Постановлением Совета министров СССР от 15 апреля 1974 г., приказом министра обороны СССР от 30 апреля 1974 г. училищу присвоено имя Главного маршала авиации К.А. Вершинина
- 3 марта 1978 года Согласно директиве командующего авиацией СибВО от 03.03.1978 г. № 49/7/00709 59 уап перевооружен на самолеты Л-29.
- 15 августа 1980 года В Барнаульском ВВАУЛ состоялось открытие монумента авиационной славы (памятник Як-28)
- 20 марта 1981 года В соответствии с директивными указаниями Главного штаба ВВС от 20.03.1981 г. № 123/3/00235 в 44-м уап дополнительно сформированы 5-я и 6-я авиационные эскадрильи.
- 30 июня 1981 года Согласно директиве ГШ ВВС от 30.06. 1981 г. № 123/3/0690 59 уап перевооружен на самолеты МиГ-21.
- Октябрь 1982 года в 96 уап последний выпуск курсантов на самолетах Як-28.
- 15 октября 1982 года В 96-м уап состоялись первые полеты на самолетах МиГ-21 (с постоянным составом).
- 1983 год 96-й уап полностью перевооружен на МиГ-21.
- 1984 год в 96 уап первые 36 курсантов сдали государственные экзамены по технике пилотирования на самолете МиГ-21.
- 1985 год В училище создан совет ветеранов Барнаульского ВВАУЛ.
- 14 мая 1986 года Согласно директиве ГШ ВВС от 14.05.1986 г. № 123/3/00526 59 уап вновь перевооружается на самолеты Л-29.
- Ноябрь 1987 года На территории Барнаульского ВВАУЛ открыт памятник выпускнику училища Герою Советского Союза К.Г. Павлюкову.
- 18 сентября 1990 года В 44-м уап произведены первые полеты на самолетах Л-39 после теоретического переучивания на новую авиационную технику.
- 11 марта 1991 года 44-й уап приступил к обучению курсантов на самолетах Л-39.
- Сентябрь 1991 года в 96 уап состоялся последний выпуск курсантов на МиГ-21
- 1 декабря 1992 года Согласно директиве ГШ ВВС от 01.12.1992 г. № 123/3/0350 59 уап перевооружен на самолеты Л-39.
- 1992 год 96-й уап полностью перевооружен на самолеты Л-39.
- 1994 год Училище стало готовить курсантов по новым программам, рассчитанным на 5-летнее обучение.
- 14 июля 1995 года На основании директивы Главного штаба ВВС от 14.07.1995 г. № 314/4/0441 44-й уап был переведен на штат трех эскадрилий.
- 19 ноября 1997 года В соответствии с требованиями директивы Главного штаба ВВС от 19.11.1997 г. № 123/3/2017 1 мая 1998 г. 44-й уап с частями обеспечения расформирован.
- 12 ноября 1998 года Подписана директива Генерального штаба ВС РФ № 314/10/0831 о расформировании 59-го уап. и 96-го уап.
- 1998 год Документы, предписывающие расформирование (роспуск) Барнаульского ВВАУЛ:
- Директива Генерального штаба ВС РФ от 12.11.1998 г. № 314/10/0831;
- Директива Главного штаба ВВС РФ от 10.12.1998 г. № 665/2/01063
- 31 марта 1999 года После целого ряда неприятных процедур и мероприятий, проведенных в соответствии с указанными директивами, 31 марта 1999 г. был издан приказ начальника Барнаульского ВВАУЛ № 68 о расформировании училища и прекращении его существования.
Но это был не конец истории Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков. Память о нем хранится в сердцах его ветеранов.
Офицеры, прапорщики, солдаты, служащие, преподаватели и курсанты больше тридцати лет вкладывали в Барнаульское ВВАУЛ силы, душу, знания, опыт, любовь и свое здоровье. Вот о них и стоит оставить память, показать их лица и дела их детям, внукам, а возможно уже и правнукам, потому, что у многих из них они уже есть и тем, кто хочет связать свое будущее с авиацией. Юноши, желающие связать свою жизнь с авиацией, смогут найти на этих страницах ответы на многие вопросы относящиеся к военной авиации.