Тракторист с "душою лётчика"
  • Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

Начало

Училище было создано на основании Постановления Совета Министров СССР от 18 августа 1966 года. 9 сентября того же года был подписан приказ Министра обороны СССР, в котором местом дислокации вновь создаваемого летного ВУЗа определен дважды орденоносный Алтайский край. Вот так сухо и коротко звучит фрагмент из исторической справки. Кто-то решил, кто-то постановил и готов приказ о дислокации, а дальше все закрутилось, завертелось, и полетели военные летчики во все концы необъятной Родины защищать и охранять ее просторы.

Читать дальше

По прошествии десятков лет можно и не задумываться, чья в этом заслуга, но можно и вспомнить. За каждым постановлением, указом или приказом всегда и во все времена стояли и стоят конкретные люди их судьбы и дела.

Историю Барнаульского летного я услышал много лет назад от Дмитрия Тихоновича Никишина, человека сыгравшего главную роль в создании училища.

В тот памятный для училища 1966 год Военно-Воздушные Силы СССР возглавлял Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин, а ВВС Сибирского военного округа командовал генерал лейтенант Дмитрий Тихонович Никишин.

Вначале 1966 года на совещании у главкома рассматривался вопрос подготовки летчиков перехватчиков истребительной авиации. Никишин предложил создать в Сибири учебную воздушную армию для подготовки летчиков не только истребительной, но и штурмовой, и бомбардировочной авиации. (Тогда мыслили явно более масштабно, чем сейчас.) На что Главком уклончиво ответил, что надо это обдумать со штабом. На том разговор и закончился.

Через месяц Главком позвонил Никишину:

- "Как ты смотришь, если мы предложим в твоем округе сформировать высшее военное училище летчиков?"

- "С удовольствием смотрю!"

- "Тогда подумай, где можно его разместить".

Командующий Сибирским военным округом в помощи отказал:

- "Думай, это твой вопрос."

Первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев Ф.С. ответил отрицательно. Слишком хлопотно заниматься такой сложной проблемой.

Председатель сибирского отделения Академии наук, академик Лаврентьев почти согласился, но, услышав о том, что еще и реактивные самолеты будут летать, тут же окончательно передумал.

Первый секретарь Алтайского крайкома партии Александр Васильевич Георгиев, после звонка Никишина предложил встретиться и поговорить обстоятельно. Встреча состоялась в тот же день. Командующий прилетел на самолете, на котором, они вместе с Георгиевым облетели все предполагаемые места размещения аэродромов училища.

А.В. Георгиев идею создания военного летного училища на Алтае поддержал с первого же дня и сразу начал активно помогать во всех организационных вопросах. Только благодаря Георгиеву армейское командование решилось на размещение училища на территории края. К нему обратились с просьбой позвонить Министру обороны СССР Малиновскому Р.Я.. Александр Васильевич эту просьбу выполнил.

Вот так появилось постановление Совета Министров и приказ Министра Обороны о создании и размещении Высшего военного авиационного училища летчиков в Алтайском крае.

А дальше стали набирать команду, размещать, строить, подбирать специалистов, преподавателей, летчиков, инженеров, техников. Работа емкая и сложная, но уже к началу лета 1967 были готовы к первому набору курсантов. А первый выпуск летчиков-инженеров, подготовленных Барнаульским ВВАУЛ, состоялся в октябре 1971 года. Половина выпускников за время учебы освоила три типа самолетов из них один сверхзвуковой ЯК-28 - тот самый, что находится на постаменте в училище на Комсомольском проспекте. Это было большое достижение. Практически с нуля начать и через пять лет выдать подготовленных военных летчиков с высшим образованием.

Три человека решили судьбу Барнаульского ВВАУЛ:

- Вершинин Константин Андреевич - его имя и носит училище.

- Георгиев Александр Васильевич - просто невозможно перечислить все, что он сделал для училища, он помогал постоянно с первых дней и много лет подряд до самой своей смерти.

Никишин Дмитрий Тихонович - это человек, которому училище обязано самой идеей его создания, первый огонь зажег он.

Но это не единственные люди, участвовавшие в осуществлении идеи создания Барнаульского военного летного училища.

- Парфенов Евгений Ерофеевич - в то время первый секретарь Каменского райкома партии - очень много сделал для организации жизни и работы летного учебного полка в городе Камень на Оби.

- Налетов Иван Дмитриевич - председатель Барнаульского Горисполкома помогал в обустройстве училища и выделении жилья военнослужащим в Барнауле.

- Невский Александр Николаевич - первый секретарь Славгородского райкома партии - помогал в становлении Cлавгородского летного учебного полка.

Всех нельзя перечислить, но о них помнят.

Евгений ЖИГАЛОВ (выпускник училища 1975 года, летчик-инструктор 1го класса, начальник кафедры в момент его закрытия, полковник в отставке).

 

 

 

 

 Что у нас нового в "Курилке"

 

Жигалов Евгений - выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1975 года

Августовским днём, ближе к вечеру, в двенадцати километрах от городка Камень-на-Оби, шли полёты. Летали курсанты выпускного курса на самолётах Як-28, был такой фронтовой бомбардировщик, круче его не было, потому, как он был единственный на вооружении Военно-Воздушных Сил СССР. Научившись управлять Як-28, потом можно было летать на чём угодно и даже стать лётчиком-испытателем. Позже эти выпускники и летали на чём угодно, но реже на Як-28, выпускников много, а его мало, и в испытатели не всех брали.

Итак, шла вторая смена полётов. Курсанты уже давно летали самостоятельно. По уровню подготовки они подошли к маршрутам и бомбили на полигоне.

На старт выводилось по 16 – 18 самолётов, иногда больше. В течение всего стартового времени, а это 6 часов, одни борты заправлялись и запускались, другие выруливали для взлёта и взлетали, летели в зону пилотажа или обратно, по маршруту или по кругу, заходили на посадку и садились, разворачивались на первом с набором высоты и уходили на очередное плановое задание. Это колесо из самолётов крутилось вокруг взлётной полосы в течение всей лётной смены.

Вот во время всей этой лётной карусели, довольный курсант, отвёзший удачно бомбу на полигон, возвращался на аэродром вместе со штурманом в штурманской кабине. Штурман тоже был доволен полётом, особенно результатом бомбометания, разглядывал проплывающие внизу ориентиры, а может просто дожидался посадки. Всё шло по плану, вышли на привод, запросили снижение, стали снижаться к первому развороту, чтобы потом войти в круг и зайти на посадку. Стандартный заход на посадку на Як-28 двумя разворотами на 180 градусов. По времени такой круг занимал обычно 10 минут. Курсант доложил руководителю полётов, что он на первом, получил разрешение на выполнение первого разворота и полетел ко второму. На траверзе выпустил шасси, в нужном месте начал второй разворот. Вышел на посадочную прямую с курсом 212 градусов. Оператор РСП подсказывает, что самолёт на курсе и на глиссаде. Уже прошёл дальний привод, до полосы, как говорится, рукой подать – всего четыре километра. И тут, как гром среди ясного неба, а оно таким и было, в наушниках у курсанта раздаётся команда руководителя полётов уйти на второй круг. Ну, ничего не понятно! Всё шло нормально, на курсе, на глиссаде, скорость и высота в норме, шасси и закрылки выпущены, стабилизатор отработан, и, на тебе – уходи на второй круг! Приказали - надо выполнять! Согласно инструкции курсант сделал всё как надо и пошёл на второй круг для захода на посадку. А ведь он возвращался с полигона, и керосина в баках оставалось совсем мало.

В это время на земле произошло небывалое до этого событие. На полосу со второй рулёжной дорожки, выскочил грейдер. Это трактор такой на колёсах был в аэродромной роте для земляных работ. Выскочил он не сам по себе, в нём сидел тракторист, видимо с "душою лётчика", давно мечтавший промчаться с ветерком по бетонной полосе, где взлетают сверхзвуковые бомбардировщики. И выскочил как раз в момент, когда курсанту оставалось совсем немного до посадки.

Грейдер гордо мчался по полосе, ровно по центру, а над ним с реактивным грохотом пролетел сверхзвуковой бомбардировщик, уходящий на второй круг. И пока грейдер "мчался" эти два с половиной километра бетонной полосы, над ним прогрохотали еще два неудачно и не вовремя возвратившихся с задания самолёта. Полоса закончилась, водила, "в душе лётчик", свернул с полосы на магистральную рулёжку и дал газу своему грейдеру. Теперь он мчался в обратном направлении, явно с целью вновь вернуться на полосу. На траверзе заправочной стоянки этого сумасшедшего водилу, уже ожидали и готовились к перехвату его грейдера с помощью двух автомобилей аэродромного обслуживания и одного начальника штаба полка, своевременно оказавшегося на месте происшествия. Подполковник Никитин энергично выхватил из пожарного щита топорик, и, размахивая им, побежал навстречу грейдеру. Того уже попытались зажать две машины в тиски, но тиски не удались, водила ловко вывернулся, при этом чуть не свалил бедовый грейдер набок. Начальник штаба метнул топорик в кабину, мчавшегося навстречу грейдера, но топорик пролетел мимо и обратно не вернулся. Свойствами бумеранга топорик явно не обладал. Поборов всех и увернувшись от топорика начальника штаба, тракторист продолжил свой победный путь к началу взлетной полосы.

Пока грейдер прокладывал свой нелёгкий маршрут, ускользая от машин и летящего топора, к началу полосы и уже практически к ней приблизился, на посадочный курс вышел тот самый курсант и снижался в направлении заветной полосы. Но тут и грейдер добрался до начала взлётной полосы, и вновь выскочил на сорокаметровую бетонную дорогу. В эфире курсанту второй раз прозвучала команда уйти на второй круг. Так уже и не на второй, а на третий получается, а керосина все меньше и меньше! И уже не очень уютно чувствует себя курсант и штурман, и руководитель полетов, и начальник штаба тоже. И только тракторист ощущал себя на седьмом небе от счастья! Ведь он почти лётчик, и, вот-вот взлетит. Полоса опять закончилась, взлететь трактористу не удалось. Грейдер снова оказался на магистральной рулёжке и мчался на третий круг к началу взлётной полосы.

Посланные начальником штаба на перехват автомобили не смогли остановить лихача, и он безнаказанно продолжил свою гонку. Начальник штаба тоже был не промах, хотя топор метнул не точно, выхватил у солдата оцепления ракетницу, и, когда взбесившийся аэродромный агрегат почти поравнялся с ним, выстрелил сигнальной ракетой прямо в лобовое стекло кабины. И тут случилось чудо! Грейдер остановился как вкопанный, к нему бросились со всех сторон, пока водила, не опомнился и не продолжил свой подвиг. Подоспевшие техники к трактору открыли кабину, а из нее выпал почти труп! Нет, ракета из ракетницы начальника штаба тут ни при чём. Тракторист был мертвецки пьян.

Эпилог

Курсанту остались героические воспоминания о проходах по кругу на последних каплях керосина. Начальнику штаба полка Федору Семёновичу Никитину присвоили народную кличку "Чингачгук". Служащего Советской Армии тракториста с "душою лётчика" уволили с огромным по тем временам штрафом в 400 рублей. А всем присутствующим в тот день на аэродроме остались весёлые воспоминания!

История эта произошла в далеком 1975 году.

 

 

 

 

You have no rights to post comments