К сожалению, прошло уже более 16 лет с тех пор, как с авиационной карты России исчезло Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Главного маршала авиации К. А. Вершинина. Однако все эти годы ветеранская организация училища ежегодно проводит различные мероприятия, посвящённые знаменательным датам и авиационным праздникам. В преддверии 50-летнего юбилея училища ветераны кафедры аэродинамики и динамики полёта в 2015 году (к 40-летию образования кафедры) подготовили к изданию историю кафедры.
Первоначальную редакцию истории, опубликованную в книге В. Штокало «Роспуск - элемент полёта, а не его окончание...», выпущенную к 45-летию училища, подготовили С. Д. Ерёмин и В. П. Яковенко с уточнениями Ю. Ф. Чернорота и В. Г. Ганжи. Однако из-за дефицита времени и объёма материала не все вопросы удалось осветить в полной мере. Поэтому было высказано предложение об издании более подробного материала с большим количеством фотодокументов. При этом рассматривается также период и после расформирования училища.
Крайний начальник кафедры аэродинамики и динамики полёта Барнаульского ВВАУЛ кандидат технических наук, доцент, полковник в отставке С. Д. Ерёмин
Среди дисциплин, изучаемых в лётных училищах, особое место занимают «Аэродинамика самолёта», «Динамика полёта самолёта» и «Практическая аэродинамика самолёта».
Знание этих дисциплин определяет уровень теоретической и практической подготовки военного лётчика, его профессионализм и долголетие безопасной лётной деятельности.
Поэтому кафедра аэродинамики и динамики полёта занимает особое место в процессе обучения курсантов высшего авиационного училища лётчиков. Это определяет и высокие требования к уровню подготовки преподавательского состава кафедры. Необходимость обучения курсантов теоретическим разделам дисциплин и их подготовки к выполнению практических полётов определяет оптимальное сочетание инженерного и лётного состава среди преподавателей кафедры.
В первые годы существования училища отделение аэродинамики организационно входило в состав кафедры конструкции и эксплуатации авиационной техники. Руководил отделением заместитель начальника кафедры подполковник Черепенин Юрий Михайлович. Преподавателями отделения также были подполковник Хромушин Виталий Иванович, майор Анциферов Григорий Васильевич, майор Перевезенцев Николай Александрович, майор Чернорот Юрий Фёдорович, капитан Лозин Анатолий Максимович.
Однако опыт подготовки первых выпускников училища показал необходимость расширения объёма преподаваемых дисциплин и качественного улучшения материально-технической базы.
В 1975 году приказом командующего Сибирского военного округа была организована кафедра аэродинамики и динамики полёта.
Возникло самостоятельное подразделение в учебно-лётном отделе училища, которое возглавил полковник Юрий Михайлович Черепенин. Это был грамотный, высоко эрудированный офицер с достаточно сложной военной судьбой. Закончив в послевоенные годы училище железнодорожных войск, он начал службу в должности командира сапёрного взвода. Однако это не помешало ему переквалифицироваться в авиационного инженера, защитить диссертацию и начать преподавательскую деятельность в Киевском высшем военном авиационном инженерном училище. Прибыв в 1971 году на должность заместителя начальника кафедры конструкции и эксплуатации авиационной техники «для усиления» преподавательского состава, он стал первым кандидатом наук в училище. Впоследствии получил учёное звание доцента, был удостоен звания «Заслуженный работник высшей школы».
Его лекции отличались глубоким содержанием, оригинальностью и в то же время излагались простым, понятным языком, что позволяло достаточно легко усвоить материал и в дальнейшем успешно применять его на практике. А крылатые выражения, хлёсткие замечания в адрес нерадивых курсантов до сих пор цитируются везде, где только ступала нога выпускника Барнаульского ВВАУЛ. Следует отметить, что в расчётах памятника «Самолёт Як-28», ставшего впоследствии одной из визитных карточек Барнаула, он также принимал непосредственное участие.
Юрий Михайлович руководил кафедрой вплоть до увольнения в запас в 1984 году.
Старшим преподавателем кафедры был назначен майор Юрий Фёдорович Чернорот, прибывший в 1972 году с должности инженера-испытателя Государственного научно испытательного института имени В. П. Чкалова. Вся сознательная жизнь этого исключительно грамотного и трудолюбивого офицера была связана с военной авиацией. Получив среднее образование в спецшколе ВВС, он с золотой медалью окончил Ачинское военное авиационно-техническое училище, служил в должности техника дальнего бомбардировщика Ту-16, с отличием закончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского, где, кстати, обучался в одно время с первыми лётчиками-космонавтами. На испытательной работе проявил себя инициативным инженером, принимал участие во многих специальных работах, входил в состав бригады по государственным совместным испытаниям самолёта МиГ-23. Прибыв в училище, он в короткий период приобрёл авторитет одного из лучших преподавателей. Все проводимые им занятия были чётко спланированы, логически выверены, содержали большой объём практических примеров. Недаром впоследствии он неоднократно признавался лучшим преподавателем-методистом. Юрий Фёдорович пользовался заслуженным уважением у командования, офицерского состава и курсантов, долгое время являлся бессменным секретарём партийной организации кафедры, заместителем председателя партийной комиссии училища, был удостоен звания «Отличник высшей школы».
Полковник Чернорот Ю. Ф. с 1984 по 1986 годы исполнял обязанности начальника кафедры, в 1988 году был уволен в запас.
Именно эти два офицера в дальнейшем определили облик будущей кафедры и стиль преподавания всех дисциплин, изучаемых на ней.
Старшим преподавателем также был назначен подполковник Виталий Иванович Хромушин, лётчик, имевший большой стаж преподавательской работы. Внёс значительный вклад в становление коллектива кафедры и подготовку молодых преподавателей. Уволен в запас в 1976 году.
На должность старшего преподавателя кафедры был переведён опытный лётчик-инструктор, начальник политотдела 44-го учебно-авиационного полка подполковник Владимир Александрович Алешков, возглавивший направление практической аэродинамики учебного самолёта. В процессе проведения занятий, при объяснении теоретических вопросов успешно применял богатый практический опыт. Получил звание полковника, уволился в запас в 1986 году.
Преподавателем кафедры стал капитан Анатолий Максимович Лозин, имевший инженерное образование. В том же 1975 году он поступил в адъюнктуру Киевского ВВАИУ, в 1978 году защитил кандидатскую диссертацию, получил звание майора и вернулся на кафедру, где и служил до увольнения в запас в 1983 году.
Самым молодым преподавателем стал выпускник первого выпуска, старший лейтенант Борис Иванович Елисеев, имевший опыт лётно-инструкторской работы. В последующем получил звание майора, восстановился на лётной работе и в 1979 году был переведён в г. Канск.
Начальником учебной лаборатории кафедры был назначен опытный офицер капитан Васильев Юрий Константинович, техником лаборатории - прапорщик Мицких Владимир Никитович, старшим механиком - прапорщик Костырко Владимир Иванович, лаборантом - Иутин Александр Фёдорович (в последующем курсант, лётчик-инструктор, заместитель командира эскадрильи 96-го учебно-авиационного полка)
Кафедра располагалась на первом этаже учебно-лётного отдела. В её состав входили следующие помещения: №101 - аудитория практической аэродинамики учебного самолёта, №105 - аудитория организации лётной работы и обеспечения безопасности полётов, №104 - кабинет начальника кафедры, №106 - лаборантская, №108 - аудитория практической аэродинамики боевого самолёта, №114 - преподавательская, №121 - лаборатория динамики полёта, №123 - лаборатория аэродинамики. Мастерская кафедры располагалась в подвальном помещении.
Весь личный состав кафедры с энтузиазмом принялся за оборудование аудиторий и лабораторий.
В короткий срок были разработаны и с помощью курсантского и лётного состава учебных полков изготовлены необходимые плакаты и установки. Особой гордостью кафедры, да и всего учебно-лётного отдела, была лаборатория аэродинамики, оборудование которой включало:
- сверхзвуковую аэродинамическую трубу, единственной среди бывших и существующих лётных училищ, позволявшую демонстрировать процессы образования скачков уплотнения на телах различной формы;
- дозвуковую аэродинамическую трубу с закрытой рабочей частью восьмигранного сечения, оснащенную двухкомпонентными механическими весами;
- дозвуковую демонстрационную аэродинамическую трубу, оснащенную однокомпонентными тензометрическими весами для определения сопротивления тел различной формы в потоке воздуха;
- установку «Дымканал» для визуализации процесса обтекания тела потоком воздуха;
- установки для демонстрации работы уравнения Бернулли и «Летающий шар», набор моделей для выполнения лабораторных работ и обеспечения военно-научной работы курсантов;
- аналоговые электронно-вычислительные машины для моделирования процессов колебательного движения самолёта с учётом изменения его демпфирующих свойств.
Были разработаны рабочие программы, тематические планы, конспекты лекций, методические указания для проведения всех видов занятий по следующим дисциплинам:
- Аэродинамика самолёта;
- Динамика полёта самолёта;
- Практическая аэродинамика самолёта Л-29;
- Практическая аэродинамика самолёта Ил-28;
- Практическая аэродинамика самолёта Як-28;
- Практическая аэродинамика самолёта МиГ-21;
- Практическая аэродинамика самолёта Л-39;
- Практическая аэродинамика самолёта Су-24;
- Практическая аэродинамика самолёта Су-25;
- Практическая аэродинамика самолёта Як-52;
- Перспективные вопросы практической аэродинамики;
- Организация лётной работы и обеспечение безопасности полётов.
В процессе подготовки материалов был выполнен огромный объём печатной и оформительской работы, который выполняли девушки - лаборантки кафедры. В разное время на этой должности работали Наталья Соловьева, Марина Половникова, Наталья Бакулина, Марина Денисова, Наталья Барбашова.
Их всегда отличало трудолюбие, высокое качество выполняемых работ и добросовестное отношение к своим обязанностям.
Высокий уровень преподавания и отличная учебно-материальная база были отмечены Главнокомандующим ВВС Главным маршалом авиации П.С. Кутаховым при посещении им нашего училища в 1977 году.
Посещавшие училище различные комиссии и почётные гости, например лётчики-космонавты Г. С. Титов, В. Г. Лазарев, также высоко оценивали учебно-материальную базу кафедры.
Все высказываемые в ходе таких визитов полезные замечания и предложения учитывались и в короткий период воплощались в жизнь. Следует отметить, что на протяжении всего периода существования училища учебно-материальная база кафедры считалась лучшей среди всех лётных училищ ВВС.
Однако бывали и негативные примеры. Так, в начале 90-х один из руководителей Командования резерва и подготовки кадров при посещении лаборатории безапелляционно заявил, что аэродинамика лётчику не очень-то и нужна - «никто никаких Су и Сх на крыле не видел». Конечно, хорошо бы было предложить ему выслушать на этот счёт мнение тех, кто попадал в сложные ситуации на этапах набора высоты после взлёта или снижения перед посадкой, когда нет запаса высоты и скорости для исправления ошибок. Но, к сожалению, во-первых, это невозможно, а во-вторых, бесполезно. Очевидно, такие мысли и привели к тому, что во время расформирования училища никто из представителей «похоронных команд», прибывших из других авиационных вузов, не заинтересовался оборудованием лаборатории, хотя им это настойчиво предлагалось.
Учебные программы, содержание лекций практически соответствовали требованиям ВВА имени Ю. А. Гагарина и ВВИА имени проф. Н. Е. Жуковского с учётом специфики лётного обучения.
Разрабатываемые методические указания и учебные пособия проходили подробное обсуждение на заседаниях предметно-методических комиссий и всегда отличались чёткостью и достаточной глубиной изложения материала.
Это подтверждалось и в отзывах выпускников училища. Например, в 2015 году во время празднования юбилея Алтайской школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой её воспитанники, в последующем выпускники нашего училища, отмечали, что до сих пор в боевых полках можно найти ксерокопии учебных пособий, разработанных на кафедре. Ими с успехом пользуются выпускники не только Барнаульского училища.
В первые годы существования училища наблюдался явный дефицит учебников и разработанное Ю. М. Черепениным пособие «Основы аэродинамики» выпускники часто «забывали» сдавать в библиотеку и увозили с собой в часть. В результате первый тираж быстро растаял. Новая редакция пособия с исправлениями и дополнениями была подготовлена при активном участии Ю. Ф. Чернорота.
В середине 80-х Ю. М. Черепенин подготовил к изданию учебное пособие «Аэродинамика сверхзвуковых маневренных самолётов», а затем в соавторстве с А. В. Деевым - «Динамика полёта маневренных самолётов». К оформлению пособий привлекались преподаватели кафедры С. Д Ерёмин, В. И. Штарнов, В. П. Яковенко.
Следует отметить, что после расформирования училища и реорганизации системы военного образования оказалось, что в единственном лётном ВУЗе обнаружился явный дефицит учебной литературы по аэродинамике. И сын одного из наших преподавателей, которого мы снабдили учебными пособиями и конспектами по базовому курсу и практической аэродинамике боевого самолёта, чувствовал себя на должном уровне. Кстати, к моменту закрытия училища на кафедре С. Д. Ерёминым было подготовлено к изданию учебное пособие, в котором достаточно подробно рассматривались вопросы аэродинамических характеристик современных на тот момент компоновочных схем маневренных самолётов. В 2008 году оно было предложено кафедре аэродинамики головного лётного училища для доработки и дальнейшего использования с просьбой включения разработчика в новый авторский коллектив. Однако вопрос остался открытым, а переданную рукопись коллеги,
после неоднократных напоминаний, вернули только года через два, оставив у себя электронный вариант.
Совершенствование уровня подготовки преподавателей осуществлялось на курсах в ВВИА имени проф. Н. Е. Жуковского, в ВВА имени Ю. А. Гагарина, в Липецком центре боевой подготовки. Преподаватели участвовали в разработке руководств по лётной эксплуатации самолётов Як-28 и Су-24.
Большое место занимала работа в учебных полках. Проводились плановые и целевые занятия с курсантами и лётным составом на базовых и полевых аэродромах. Личный состав кафедры участвовал в расследовании предпосылок к лётным происшествиям, лётных происшествий и катастроф.
С целью улучшения качества лётного обучения и повышения безопасности полётов систематически проводилась научно-исследовательская работа. Выполнялись и хоздоговорные НИР.
Преподаватели кафедры также принимали участие в сборах командного состава авиации СибВО, лётного и инженерного состава училища.
В 80-х годах был издан приказ Главкома ВВС П. С. Кутахова об изучении службы выпускников лётных училищ в боевых частях, выявлении недостатков в их подготовке и разработке предложений по улучшению качества обучения лётчиков. В разные годы были выполнены поездки в Забайкалье, Закавказье, Молдавию, Украину, Белоруссию и Прибалтику. Преподаватели кафедры были непременными участниками этих поездок. Анализ результатов службы молодого лётного состава, изучения отзывов командования, опытных лётчиков, инженерного состава боевых полков показал, что знания по аэродинамике у барнаульцев выше, чем у выпускников других училищ.
Это отмечали также члены Государственных экзаменационных комиссий, в состав которых входили лётчики и инженеры, имевшие богатый опыт практической работы, ведущие преподаватели авиационных училищ и академий.
Естественно, что в дальнейшем состав кафедры изменялся. Отбор новых преподавателей был строг. Каждому вновь прибывшему определялся испытательный срок и выдавалось конкретное задание для подготовки и проведения пробного занятия перед личным составом кафедры. Результаты занятия подробно обсуждались на заседании, причём первыми своё мнение высказывали молодые преподаватели (и порой для них это было едва ли не большим испытанием, чем для обсуждаемого), а подводили итоги «корифеи». Кандидатов с недостаточной подготовкой и низкой работоспособностью кафедра не принимала.
Вместе с майором Кузнецовым В.Г. и техником лаборатории старшим прапорщиком В. И. Костырко (1974 - 1991) помогали обеспечивать учебный процесс всем необходимым старший прапорщик Е. В. Степанов (1979 - 1987), старшина сверхсрочной службы А. К. Кучев (1980 - 1990), старший прапорщик А. И. Бакланов (1987 - 1989), старший прапорщик В. В. Кулий (1989 - 1995), прапорщик С. М. Выходцев (1992 - 1994) и прапорщик С. Я. Стрельцов (1995 - 1997).
В последующем старший прапорщик В. И. Костырко был переведён на должность техника пункта измерительной аппаратуры училища, а старший прапорщик А. И. Бакланов и прапорщик С. М. Выходцев назначены старшинами курсантских рот.
В 1997 году после окончания адъюнктуры ВВА им. Ю. А. Гагарина на должность доцента кафедры был назначен подполковник В. М. Котясь. Но уже было известно о скором расформировании училища, занятия он не проводил и вскоре был переведён в распоряжение начальника академии.
В 1998 году на кафедру прибыли недавние выпускники нашего училища Сергей Кукла и Владимир Фролов. Прослужив непродолжительное время в строевых частях без должной лётной практики, они поступили в ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского и успешно закончили её по программе подготовки лётчиков-исследователей. Но в те смутные времена даже с такой интересной специализацией они не были востребованы в других структурах ВВС. К тому времени курсантов в училище уже не было и в учебном процессе эти офицеры не участвовали.
Преподаватели кафедры были активны в проведении воспитательной работы, в передаче курсантам жизненного опыта и ориентировании на различные варианты службы в войсках. Среди выпускников нашего училища есть герои Советского Союза и России, лётчики-испытатели (в том числе и заслуженные). Некоторые дослужились до высоких должностей командиров авиачастей, соединений, заместителей и командующих ВВС округов, заместителей Главкома ВВС. Многие принимали активное участие в боевых действиях в Афганистане и других локальных конфликтах, имеют боевые правительственные награды.
И можно с достаточной долей вероятности утверждать, что в таких успехах наших воспитанников есть заслуга и преподавателей кафедры.
На кафедре была хорошо организована спортивная работа. Команды занимали призовые места в различных соревнованиях, офицеры и прапорщики успешно выполняли требуемые нормативы физической подготовки. На должном уровне поддерживалась строевая подготовка.
Пожалуй, одним из важнейших качеств, отличающих кафедру аэродинамики и динамики полёта от многих других подразделений, являлся дружный, сплочённый коллектив. Весь личный состав активно участвовал во всех праздничных и трудовых мероприятиях.
Члены кафедры постоянно обсуждали важные события в жизни страны и училища, занимались самообразованием, повышали свой культурный уровень.
Однако общением на службе дело не ограничивалось. Регулярно организовывали празднование памятных дат, юбилеев, посещали различные мероприятия.
Как уже отмечалось, в процессе расформирования училища оборудование аудиторий и учебных лабораторий кафедры оказалось невостребованным другими авиационными училищами. Оборудование классов «Практическая аэродинамика учебного самолёта», «Организация лётной работы и обеспечение безопасности полётов» были переданы в Барнаульскую спецшколу-интернат с первоначальной лётной подготовкой. Туда же были переданы киноустановки и большое количество учебных фильмов из фондов лаборатории технических средств обучения.
В этот сложный для училища период на Строительно-технологическом факультете Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова была организована кафедра «Теплогазоснабжение и вентиляция». Руководство кафедры через ректора университета обратилось к командованию училища с просьбой о передаче высвобождаемого оборудования с условием его возвращения или совместного использования при необходимости, так как в то время ещё «имели место быть» некоторые иллюзии о том, что в конце концов всё вернётся и училище будет восстановлено.
После согласования, в соответствии с приказом начальника Барнаульского ВВАУЛ, аэродинамические трубы, установки и оборудование лаборатории и мастерской кафедры «Аэродинамики и динамики полёта», оборудование лаборатории сопротивления материалов кафедры «Физики», а также часть учебных фильмов лаборатории технических средств обучения были переданы в Алт ГТУ им. И. И. Ползунова.
К сожалению, от некоторых бывших сослуживцев пришлось услышать вопрос, за сколько это всё было продано. Ещё раз хочется подчеркнуть, что передача была безвозмездной, а в то же время со стороны ВУЗ ВВС и вышестоящего командования не было предпринято никаких действий для сохранения уникального оборудования и его использования в других лётных училищах.
На этой базе была создана учебно-исследовательская лаборатория «Аэродинамика и течения в каналах», которой решением совета Алтайского государственного технического университета было присвоено имя Ю. М. Черепенина.
Эта лаборатория стала своего рода филиалом кафедры и училища в целом. Там регулярно организуются встречи ветеранов, экскурсии для выпускников училища, студентов и гостей технического университета.
Помимо этой лаборатории на базе оборудования сверхзвуковой аэродинамической трубы в техническом университете была создана уникальная лаборатория напыления металлических покрытий.
После окончания службы в Вооружённых Силах сотрудники кафедры не останавливаются на достигнутом, они находят свое место в гражданской жизни, у многих из них открываются новые способности.
Юрий Михайлович Черепенин после увольнения в запас длительное время преподавал «Теоретическую механику» в АлтГТУ им. И. И. Ползунова, причём не забывал родное училище и несколько лет по совместительству учил этой же дисциплине курсантов на кафедре математики БВВАУЛ. Много сил отдал восстановлению лаборатории в техническом университете. Будучи на пенсии, он раскрыл в себе талант художника, написал много картин на авиационную тематику, сюжетов об алтайской природе. Неплохих успехов достиг и в стихосложении, его юмористическая поэма о курсантской жизни в последние годы существования училища «Нет повести печальнее на свете...» с успехом гуляет по просторам Интернета. В 2000 году Юрий Михайлович написал «Оптимистическую песню бывших лётчиков Барнаульского училища», которая стала неофициальным гимном ветеранов и выпускников БВВАУЛ. К сожалению, время неумолимо и весной 2009 года его не стало.
Юрий Фёдорович Чернорот также некоторое время преподавал на кафедре математики БВВАУЛ. На праздновании 30-летия училища он неожиданно для сослуживцев и выпускников впервые вышел на сцену, исполнив несколько песен и романсов. После этого был непременным участником всех училищных и многих городских мероприятий. Он же стал первым исполнителем «Оптимистической песни бывших лётчиков Барнаульского училища». Страстный любитель бильярда, Юрий Фёдорович был одним из создателей в 2000 году федерации бильярдного спорта Алтайского края. Игрок со стажем более 50 лет, судья первой категории, был тренером первых мастеров Алтайской федерации и первой чемпионки края среди женщин, капитаном сборной ветеранов. Умер в 2014 году.
К сожалению, из первого состава кафедры ранее ушли из жизни Виталий Иванович Хромушин, Анатолий Максимович Лозин, Владимир Никитович Мицких.
Владимир Александрович Алешков принимал активное участие в создании Алтайского краевого отделения «Российского Союза офицеров запаса». Опытный политработник, он успешно занимался вопросами социальной защиты. К его советам и пожеланиям с уважением относились не только бывшие военнослужащие и члены их семей, но и чиновники городского и краевого масштаба. Владимир Александрович и до настоящего времени поддерживает тесную связь с бывшими сослуживцами, участвует во многих мероприятиях ветеранского движения.
Владимир Иванович Костырко после увольнения в запас и до настоящего времени работает в частных охранных структурах.
Владимир Георгиевич Ганжа некоторое время служил в краевой налоговой инспекции. В последние годы занимается любимым делом - активным отдыхом на водных просторах. Участвует в заседаниях совета ветеранов училища, представляя и организовывая выпускников 1974 года во всех проводимых мероприятиях.
Вадим Алексеевич Большечков находится на заслуженном отдыхе. Его дело с достоинством продолжает сын - выпускник нашего училища, успешный лётчик фронтовой бомбардировочной авиации.
Владимир Васильевич Колямин достаточно долго работал в налоговой инспекции, в настоящее время проживает в сельской местности, достиг определённых успехов в пчеловодстве.
Владимир Петрович Яковенко принимал активное участие в перемещении оборудования в технический университет и настройки его на новом месте в должности инженера учебно-исследовательской лаборатории. Одновременно продолжал педагогическую деятельность, успешно изучил и с высоким качеством проводил занятия по «Гидравлике», «Теплогазоснабжению и вентиляции», «Строительству аэродромов», ещё раз доказав, что настоящий офицер при наличии минимального количества наглядных пособий может преподавать любую дисциплину. Особенных успехов он достиг в освоении компьютерной техники. Ещё во время существования училища команда преподавателей кафедры и учебного отдела под его руководством проводила занятия по «Информатике» в Алтайской академии экономики и права. В дальнейшем он с успехом совмещал работу в техническом университете с обучением школьников азам компьютерной грамотности в городах и районах края. Неудивительно, что в настоящее время он является квалифицированным специалистом в деле «лечения» компьютерной техники, не имея при этом специального образования. Некоторое время назад он окончательно оставил педагогическую деятельность и полностью отдался активному отдыху на воде, совмещая его с занятиями фотографией
Александр Васильевич Деев после закрытия Качинского ВВАУЛ был назначен начальником кафедры Армавирского ВАИ, а после его реорганизации - начальником кафедры 2 факультета Армавирского ВАИ в Борисоглебске (единственный начальник кафедры аэродинамики и динамики полета, прослуживший на этой должности в 4 училищах). После увольнения в запас вернулся в Волгоград. Затем переехал в Комсомольск-на-Амуре, продолжает заниматься педагогической деятельностью, регулярно выходит на связь с сослуживцами по кафедре.
Владимир Викторович Мазнев после перевода в Харьковское ВВАУЛ проходил службу в должности старшего преподавателя и начальника кафедры аэродинамики и динамики полёта, вёл активный образ жизни, был заядлым охотником, однако в результате тяжёлой болезни очень рано ушёл из жизни.
Виталий Иванович Штарнов проживает в Белоруссии, но натура исследователя и экспериментатора не позволяет спокойно сидеть дома. Поэтому он продолжает заниматься наукой и длительное время «вахтовым методом» работал в Киеве над проблемой снижения инфракрасного излучения работающих двигателей вертолётов.
Станислав Дмитриевич Ерёмин с 1997 года на условиях совмещения, а после увольнения в запас на постоянной основе работает в должности доцента кафедры «Теплогазоснабжения и вентиляции» АлтГТУ им. И. И. Ползунова. Освоил и преподаёт курсы «Гидравлика (Механика жидкости и газа)», «Вентиляция». Руководит курсовым и дипломным проектированием. В 2016 году стал победителем ежегодного конкурса «Лучший преподаватель АлтГТУ глазами студентов». Принимал участие в перемещении и наладке на новом месте аэродинамических труб, развитии базы учебно-исследовательской лаборатории «Аэродинамика и течения в каналах». До последнего времени активно и безуспешно пытался «пристроить» по назначению в авиационные ВУЗы и даже в конструкторское бюро уникальное аэродинамическое оборудование, пройдя на этом пути все инстанции вплоть до Главкома ВВС. Постоянно участвует в работе ветеранской организации Барнаульского ВВАУЛ.
Виктор Евгеньевич Милушкин передавал свой богатый опыт руководящей работы в Алтайском институте повышения квалификации педагогических работников. Был непременным участником всех мероприятий, организуемых ветеранами кафедры. В 2007 году скоропостижно скончался.
Евгений Николаевич Авдеев активно занимается туризмом, издавал газету, в которой освещал вопросы экологии Алтайского края. В настоящее время работает в должности доцента кафедры «Безопасность жизнедеятельности» АлтГТУ им. И. И. Ползунова.
Евгений Анатольевич Кузнецов не мог оставить мечты о полётах, некоторое время летал на мотодельтапланах, оказывая помощь сельскому хозяйству. В дальнейшем работал в энергоснабжающих организациях Алтайского края, занимался вопросами промышленной безопасности. Недавно переехал на постоянное жительство в Подмосковье.
Леонид Андреевич Ткач после нескольких лет работы в коммерческих организациях в 2002 году был приглашён в Главное управление МЧС России в Алтайском крае, где принимал непосредственное участие в создании ЦУКС (центра управления в кризисных ситуациях) и был его начальником. После реорганизации в системе МЧС является начальником отдела управления в кризисных ситуациях Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае.
Геннадий Степанович Топчиёв, имея большой опыт организаторской работы, занимал должности заместителя начальника отдела кадров управления Министерства по налогам и сборам по Алтайскому краю, сотрудника и начальника охраны в различных организациях, начальника отдела административно-хозяйственного обеспечения Краевого агентства по жилищному ипотечному кредитованию. С 2010 года работает в должности заместителя начальника отдела управления в кризисных ситуациях Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае.
Михаил Иванович Клешнин успешно продолжал службу в органах военной юстиции, пользовался заслуженным авторитетом, в последние годы занимал должность председателя Барнаульского гарнизоннного военного суда, входил в состав квалификационной комиссии судов Алтайского края. Очень гордился успехами сына, пошедшего по стопам отца и проходившего службу в том же полку, где начинал сам Михаил Иванович. Активно участвовал в патриотическом воспитании молодёжи. Был непременным участником всех встреч, организуемых советом ветеранов училища и сотрудниками кафедры. Поэтому для всех, кто его знал, стало большим ударом известие о его скоропостижной смерти в расцвете жизненных и творческих сил весной 2015 года. И ещё более ужасным стало известие о смерти осенью этого же года его жены Ирины Клешниной, бывшего врача санчасти училища и гарнизонной поликлиники, семейного врача кафедры.
Александр Николаевич Гончаренко некоторое время работал в охранных структурах, затем занимался транспортными поставками медикаментов в аптечной системе Алтайского края.
Сергей Анатольевич Кирилов работал в различных фирмах, в том числе в банковской сфере, в настоящее время занимается предпринимательской деятельностью.
Валерий Геннадьевич Кузнецов профессионально занимается любимым делом - фотографией, входит в число лучших специалистов Барнаула. Много путешествует, издал фотоальбом, посвящённый природе Горного Алтая. Увлекается разработкой и изготовлением памятных медалей, знаков, посвящённых, в том числе и Барнаульскому ВВАУЛ.
Сергей Михайлович Выходцев после увольнения работал на административно-хозяйственных должностях в различных организациях. В настоящее время является сотрудником службы охраны Барнаульской станции скорой медицинской помощи.
Александр Николаевич Багель активно занимался предпринимательской деятельностью, в настоящее время проживает в Минске, однако не теряет связи с сослуживцами.
Леонид Леонидович Попцов проживает в городе Кирове, периодически выходит на связь с сослуживцами.
Остальные сотрудники учебной лаборатории кафедры в большинстве своём продолжают трудовую деятельность. К сожалению, есть данные, что умер Владимир Владимирович Кулий.
Представители кафедры активно участвуют в общественной жизни города и края.
Во время регулярных мероприятий в дни празднования Дня воздушного флота коллектив кафедры является, как правило, самым многочисленным среди подразделений.
Выпускники училища сохраняют добрую память о преподавателях кафедры.
Представители кафедры участвуют в патриотическом воспитании, регулярно встречаются с воспитанниками Алтайской спецшколы-интерната с первоначальной лётной подготовкой и других молодёжных организаций.
Однако не нужно думать, что собрания ветеранов кафедры проводятся только по случаю значительных событий. Проводятся регулярные собрания с семьями, отмечаются юбилеи, посещаются музеи и памятные места.
Достаточно регулярно различным составом кафедры организуются выезды на природу с использованием личного водного транспорта или плавсредств МЧС.
В январе 2015 года в рамках Всероссийской акции в поддержку армии ветераны училища и кафедры принимали активное участие во встрече с Главнокомандующим ВВС, генерал-полковником В. Н. Бондаревым.
4 сентября 2015 года на юбилейных торжествах, посвящённых 280-й годовщине образования Барнаула, своё мастерство в небе над Обью демонстрировали лётчики легендарной пилотажной группы «Стрижи». Следует отметить, что в составе группы руководства полётами был и наш бывший курсант майор Е. Кубарев. На следующий день Советом ветеранов Барнаульского ВВАУЛ, кстати, единственной эффективно действующей общественной организацией из всех бывших училищ ВВС, была организована встреча с лётчиками пилотажной группы, на которой обсуждались вопросы подготовки лётного состава и состояние современной авиационной техники. Участниками встречи были и представители кафедры С. Д. Ерёмин, В. Г. Кузнецов, Г. С. Топчиёв.
В заключении можно смело утверждать, что, несмотря на зрелый возраст кафедры и её представителей дружный и сплочённый коллектив есть и будет.