• Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

Недавно зарегистрированные

Кто на сайте

Сейчас 3811 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

FAQs

 

Глава шестая. Наши питомцы 

 

«Для человека, посвятившего свою жизнь авиации и любящего ее, нет более интересного дела, чем летные испытания»— сказал однажды Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант, авиации С. Микоян. Прокладывая дорогу в небо, летчики-испытатели первыми делают шаг в неизвестность.

Многие годы испытывают новые авиационные комплексы выпускники Барнаульского ВВАУЛ офицеры Борис Иванович Сивков, Валерий Серпионович Поташов, Сергей Галактионович Иванов, Виктор Алексеевич Коротков, Владимир Николаевич Исупов, Игорь Иванович Маликов, Дашинима Базарович Базаров, Станислав Владимирович Петросянц, Сергей Викторович Чайченко, Геннадий Игоревич Припусков, Юрий Михайлович Кабанов, Николай Александрович Пушенко, Сергей Николаевич Завалкин, Виктор Анатольевич Дрелин и некоторые другие.

Каждый из них в летчики-испытатели шел своим путем. Но все они после окончания училища служили в авиационных частях, освоили по несколько типов боевых самолетов, стали классными летчиками, однако тяга к новому, неизведанному взяла верх.

Первым летчиком-испытателем из выпускников училища стал Б. И. Сивков. В 1075 году, будучи летчиком-инструктором Оренбургского ВВАУЛ, поступил в центр подготовки летчиков-испытателей. После его окончания готовил новые поколения летчиков-испытателей в центре, который сам окончил в 1976 году. Среди них были и выпускники Барнаульского ВВАУЛ офицеры Г. И. Припусков, Н. А. Пушенко, золотые медалисты ІО. М. Кабанов и С. П. Завалкин.

В 1980 году Борис Иванович окончил Московский авиационный институт, а в 1982 году стал летчиком-испытателем первого класса. За последние годы освоил более двадцати типов машин, налетал три тысячи двести часов, из них около тысячи пятисот часов на государственных испытаниях. В 1987 году полковник Б. И. Сивков награжден орденом «За службу Родине» третьей степени.

Другим путем к заветной цели шел Валерий Серпионович Поташов. «После окончания Барнаульского ВВАУЛ, — вспоминает он, — был оставлен летчиком-инструктором в родном училище. Семь лет учил курсантов летать на самолете ЯК-28. Потом служба в боевом полку. Освоил новый самолет. С приходом на должность летчика-испытателя приходилось заучивать много различных данных, которые усваивались, конечно, с трудом. Но те сведения — это только первая ступень на пути к мастерству. Важно, чтобы постепенно накапливаемые знания давали постоянный толчок к их творческому переосмыслению, применению на практике. Припомнились и прочитанные еще в училище слова о том, что образованный человек от необразованного отличается не количеством сведений, а культурой ума, навыками мыслить».

Все свободное время, включая и выходные, тогда еще майор В. С. Поташов самозабвенно трудился. Пришлось заново переучиваться, все переделывать, появились новые мысли, одно решение интереснее другого.

Когда человека захватывает дело, он преображается. Многое, до поры не вызывавшее интереса, начинает занимать его мысли, видится ярче, рельефнее. И какой бы сложной ни показалась поначалу цель, в процессе творческого труда, воплощаясь в конкретные результаты, она становится реальностью, приносит радость. И тогда возможности, каких человек не видел в себе раньше, вдруг раскрываются, рождая стремление не упустить время, не просмотреть главного, познать непознанное. Человек растет духовно.

Предстояло испытать новый самолет. И Валерий Серпионович должен показать в воздухе, на что способна новая техника, мастерски на всех режимах выполнить полет от взлета до посадки. Именно высокое мастерство приводит человека в восхищение, пробуждает желание освоить новую машину, постичь все секреты и тонкости техники пилотирования, убедиться в ее надежности. А ведь любой самолет всегда отличается чем-то новым, что требует глубокого проникновения в конструктивные и аэродинамические особенности, теоретического их осмысления, а уже затем приобретения прочных навыков.

Постигая тонкости поведения и эксплуатации того или иного самолета, в первый период работы летчиком-испытателем В. С. Поташов советовался со своим однокурсником полковником Борисом Ивановичем Сивковым, обращался к старшим товарищам, имевшим большой опыт пилотирования новой техники, прошедшим нелегкими дорогами в познании неизведанного.

Известный на заводе летчик-испытатель показал ему в воздухе один сложнейший элемент.

...Самолет с выключенным двигателем стремительно приближался к земле. На минимально безопасной высоте надо было запустить двигатель и плавно вывести обороты. Выдержка и еще раз выдержка. Вот двигатель запустился, но торопиться нельзя. При резкой подаче РуДа может сорвать пламя. А высота катастрофически падает. И тут сектор управления двигателем вдруг пошел вперед. Однако инструктор силой удержал его, показав, что нужно иметь не только много знаний и мужества, чтобы не произошло беды, но и способность не дрогнуть в опасный момент. После полета он напомнил известную истину о том, что герой не храбрее обыкновенного человека, разве что выдержки побольше.

Подошло время — и Валерия Серпионовича Поташова повысили в звании и должности. Он стал подполковником. В 1983 году был назначен старшим группы летного состава военного представительства завода — старшим летчиком-испытателем, специалистом первого класса.

Со стороны могло показаться: все ему дается легко. Однако это не так. Летная служба В. С. Поташова была далеко не безоблачной. Всякое бывало. И если все окончилось благополучно, то только потому, что был достаточный запас морального духа и высокой профессиональной выучки.

Старший летчик-испытатель подполковник Валерий Серпионович Поташов — человек высокой отваги, настоящий воздушный боец. Он всегда весел, энергичен. Улетая в командировку, скучает по семье, которая всегда ждет его. Семья уже привыкла к тревожным ожиданиям отца и мужа с полетов. Но никто из них точно не знает, как именно идут летные дела у подполковника В. С. Поташова. И всегда настороженно ждут телефонного звонка. И вот он, звонок! Не беда ли? Нет, поздравляют друзья. С чем? «Ваш муж награжден орденом Красной звезды». — «За что награжден?» — такого вопроса у жены Валерия Серпионовича, Нины Ивановны не возникало: любой полет может потребовать мужества. Просто подумала, видимо: что-то такое было, было и кончилось победой летчика-испытателя.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

You have no rights to post comments

Яндекс.Метрика