Глава пятая. В условиях перестройки и ускорения
Среди многообразных форм идейно-политического воспитания курсантов героико-патриотическая тема занимает центральное место. И это не случайно. Об активизации и необходимости усиления этой работы говорится в документах и материалах XXVII съезда КПСС, XX съезда комсомола и других документах партии и Советского государства.
В новой редакции Программы Коммунистической партии Советского Союза говорится: «Важнейшая задача идейно-воспитательной работы партии — военно-патриотическое воспитание, формирование готовности защищать социалистическую Отчизну, отдавать ей все свои силы, а если потребуется, и жизнь».
Выполняя это требование партии, политический отдел училища всю героико-патриотическую работу с курсантами строит дифференцированно, поэтапно, комплексно. Совместно с кафедрой марксизма-ленинизма разработан план коммунистического воспитания курсантов на весь период обучения, в котором особое внимание уделяется формированию будущих летчиков-инженеров как воздушных бойцов, советских патриотов-интернационалистов.
По инициативе политического отдела вопрос об усилении патриотического воспитания курсантов в свете требований XXVII съезда КПСС рассматривался на советах училища и учебного отдела, партийных собраниях кафедр, эскадрилий и курсантских батальонов.
Первый этап героико-патриотического воспитания начинается с прибытием в училище абитуриентов. С ними офицеры учебного отдела и курсантских подразделений проводят беседы о профессии военного летчика, о славных традициях Советских Вооруженных Сил, об авиационной технике, состоящей на вооружении, об истории училища. Абитуриенты посещают учебные классы, лаборатории, для них в лекционном зале демонстрируется цветной учебный кинофильм «Крылья», в котором показывается жизнь и деятельность Барнаульского ВВАУЛ.
Начальники кафедр и многие старшие преподаватели принимают участие в проведении индивидуальных бесед с абитуриентами, сдавшими вступительные экзамены, в которых выясняют, наряду с другими вопросами, мотивы выбора профессии военного летчика, насколько прочно сформировалась у них военная профориентация.
После зачисления в училище с курсантами начинается новый этап героико-патриотической работы, который предусматривает целый комплекс мероприятий, начиная с первого курса до выпуска.
В училище появилась хорошая традиция: курсанты принимают Военную присягу в городе около мемориала павшим воинам-барнаульцам в борьбе против фашизма в годы Великой Отечественной войны. При этом присутствуют ветераны труда, Герои Советского Союза, представители партийных, советских органов, производственных коллективов и родители курсантов.
По плану политического отдела в подготовке курсантов к принятию Военной присяги, набора 1986 года, были задействованы начальник училища, офицеры политического отдела, штаба, курсантских подразделений и кафедры марксизма-ленинизма.
Преподаватель кафедры марксизма-ленинизма подполковник А. Е. Романишин, совместно с заместителем командира батальона по политической части подполковником В. А. Кузнецовым и комсомольской организацией курса подготовили и провели с первокурсниками тематические вечера: «Принял присягу — от нее ни шагу», «Летчик — профессия героическая», «Наши героические предшественники» — о летчиках — Героях Советского Союза прославленных Омского и Сталинградского (Сибирского) училищ летчиков.
С огромным вниманием молодые воины слушали выступления активных участников Великой Отечественной войны, летчиков — Героев Советского Союза Н. П. Жуканова и Г. И. Новикова, а также бывшего командира полка Омского училища летчиков, затем заместителя начальника училища по летной подготовке, полковника в отставке Д. Н. Панкратьева.
Хорошей традицией стало проведение с курсантами кинолекториев по героической истории КПСС, нашей Родины и Великой Отечественной войны.
Значительная работа по героико-патриотическому воспитанию будущих летчиков, начиная с первого курса, проводится в процессе преподавания общественных наук на кафедре марксизма-ленинизма.
Прежде всего преподаватели привлекают внимание курсантов к В. И, Ленину, пламенному патриоту, интернационалисту, бесстрашному революционеру, вождю и учителю всех трудящихся, который оставил нам не только богатейшее идейно-теоретическое, но и военное наследие. Научить курсантов владеть им — одна из главных задач кафедры. Поэтому при обсуждении текстов лекций на заседаниях кафедры и предметно-методических комиссий особое внимание уделяется раскрытию содержания и методологического значения основных работ В. И. Ленина по военным вопросам, таких как «Военная программа пролетарской революции», «Социалистическое Отечество в опасности», «Марксизм и восстание», «Советы постороннего», «Письмо к рабочим и крестьянам по поводу победы над Колчаком», «Все на борьбу с Деникиным» и другие.
В планы семинарских занятий по всем общественным наукам включены военные вопросы для обсуждения, доклады и рефераты по вопросам военно-организаторской работы партии, по отдельным военным произведениям В. И. Ленина и документам КПСС. Так, например, на семинарских занятиях по истории КПСС в каждой учебной группе в течение года было заслушано девять докладов и восемь фиксированных выступлений и обсуждено пятнадцать вопросов, связанных с военно-организаторской деятельностью партии, работами В. И. Ленина и решениями КПСС по военным вопросам. На семинарских занятиях по научному коммунизму соответственно обсуждено шесть рефератов и заслушано семь фиксированных выступлений по этим вопросам. Аналогично проводятся семинары и по другим общественным наукам.
На лекциях и семинарских занятиях все преподаватели широко применяют технические средства обучения: учебные кинофильмы, диафильмы, грамзаписи материалов XXVII съезда партии, Пленумов ЦК КПСС, руководителей партии и Советского государства. Большое эмоциональное воздействие на курсантов оказывает прослушивание грамзаписей В. И. Ленина, полный комплект которых имеется на кафедре.
Кроме учебных занятий кафедра широко использует возможности героико-патриотического воспитания во внеучебное время. В этих целях проводятся теоретические конференции, ленинские чтения, тематические вечера, встречи с Героями Советского Союза, читаются лекции, доклады, политинформации, оформляются стенды, в учебно-методическом кабинете и в классе партполитработы ведутся папки с вырезками статей из периодической печати по военно-патриотической тематике.
Только за последние два года силами кафедры подготовлено и проведено с курсантами четырнадцать теоретических конференций, в том числе: полковником М. В. Ермольчиком и подполковником Н. Е. Романишиным «В. И. Ленин, XXVII съезд КПСС об усилении агрессивной сущности империализма и необходимости укрепления обороноспособности страны, повышения боевой готовности Советских Вооруженных. Сил», «Массовый героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны — один из источников нашей Победы», полковником Б. И. Рединым и майором В. М. Кладовым «Значение ленинского теоретического наследия в идеологической борьбе с буржуазной идеологией и оппортунизмом на современном этапе», подполковником Н. И. Рыбиным и А. Н. Домашовым «Перестройка и ускорение — главная стратегическая задача партии и народа», полковником А. И. Апанасенко и подполковником В. В. Поздеевым «В. И. Ленин, КПСС о роли и значении партийно-политической работы в Советских Вооруженных Силах», подполковниками В. С. ІІІардаковым и Н. Н. Вербой «Необходимость и задачи контрпропаганды в современных условиях».
Все преподаватели кафедры постоянно оказывают практическую помощь комсомольским организациям курсантских подразделений в изучении и проведении в жизнь решений XX съезда ВЛКСМ, в перестройке внутрикомсомольской работы, приняли личное участие в подготовке и проведении тематических вечеров: «Партия — наш рулевой», «Летчики-сибиряки в боях за Родину», «Край, в котором ты служишь», «Служи по уставу — завоюешь честь и славу», «Дорогой Октября», «Бери в пример себе Героя», «Великий подвиг советского народа», «Наша Родина — СССР», «Дисциплина летчика и безопасность полетов».
Наряду с этим на кафедре придается большое значение воспитанию курсантов на героике сегодняшнего дня. В лекциях и на семинарских занятиях по общественным наукам, в проводимых политико-массовых мероприятиях используются героические подвиги советских воинов, оказывающих интернациональную помощь народу Афганистана, летчиков-испытателей, космонавтов, своих выпускников, многие из которых занимают высокие должности в ВВС, летают на самых современных самолетах, за мужество и высокое мастерство награждены боевыми орденами и медалями.
Широкую пропаганду словом и через наглядную агитацию кафедра проводит вокруг мужественных поступков летчиков-инструкторов и курсантов. Так, выпускники училища подполковники: В. П. Ананьин, В. М. Быков, О. И. Смертин и другие, продолжающие служить в Барнаульском ВВАУЛ, в экстремальных условиях, о чем уже говорилось, проявили самообладание, высокую морально-психологическую подготовку и мужество. Их выступления всегда вызывают живой интерес у молодых курсантов. На примере старших они убеждаются в том, что в любой аварийной ситуации можно принять правильное решение и выйти победителем.
За истекший 1985/86 учебный год преподавателями кафедры во внеучебное время прочитано более трехсот лекций, докладов и политинформаций, одна треть из которых по военно-патриотической тематике.
При кафедре работают лекторий воинского воспитания (руководитель подполковник А. Е. Романишин) и научный кружок курсантов (руководитель подполковник В. В. Поздеев). План лектория и тематика рефератов курсантов носят венно-патриотическую направленность.
Курсанты училища приняли самое активное участие в десятом Всесоюзном конкурсе студенческих научных работ, посвященном 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и XXVII съезду партии.
В результате большой организаторской работы политического отдела, преподавателей кафедры марксизма-ленинизма, девяносто восемь процентов курсантов были охвачены реферативной работой. Рефераты курсантов на военио-патриотические темы С. С. Студинского (научный руководитель подполковник IT. И. Рыбин), 10. Г. Паршакова (научный руководитель полковник Б. М. Редин), А. И. Середюка и А. В. Смелова (научный руководитель полковник М. В. Ермольчик), О. И. Горина и О. А. Мельника (научный руководитель подполковник А. Е. Романишин), заняли призовые места на краевом туре. Все курсанты и их научные руководители награждены краевым оргкомитетом и Алтайским крайкомом ВЛКСМ грамотами, дипломами и ценными подарками.
Рефераты курсантов Ю. Г. Паршакова «Критика буржуазных и ревизионистских фальсификаций марксистско-ленинского учения о войне и армии» и А. И. Середюка «В. И. Ленин, XXVII съезд КПСС об агрессивности империализма и необходимости укрепления обороны страны» заняли призовые места на Всесоюзном конкурсе в Москве и отмечены дипломами Всесоюзного оргкомитета.
Многоплановая и плодотворная героико-патриотическая работа с курсантами и всем личным составом проводится и на других кафедрах, в учебных частях батальонах и в масштабе училища. Это и военно-шефская работа трудовых коллективов, театров города и края, и активное участие в юбилейных краевых и городских мероприятиях, и постоянные встречи с героями гражданской и Великой Отечественной войны, Героями Советского Союза и Социалистического труда, делегатами XXVII съезда партии и т. п. Только в 1986 году перед воинами училища выступили Герои Советского Союза Н. Д. Козин, Г. И. Новиков, Н. А. Жуканов, Герой Социалистического труда Е. Е. Парфенов, делегат XXVII съезда партии член Военного Совета, начальник политуправления СибВО генерал-лейтенант А. И. Овчинников.
Надолго запомнится офицерам, курсантам, прапорщикам и сержантам встреча с секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Анатолием Иваковичем Лукьяновым, посетившим училище 16 марта 1987 года. Говоря о ходе перестройки в стране и партии, он напомнил требования январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС: «Центральный Комитет твердо рассчитывает на армейские кадры, советский офицерский корпус в решении задач укрепления обороноспособности государства. Уверен, что в нынешних сложных международных условиях коммунисты, все кадры армии и флота будут действовать с величайшей ответственностью, понимать и совершенствовать мастерство, боевую готовность всех видов и родов войск».
Анатолий Иванович показал необходимость коренной перестройки работы военных училищ по подготовке беспредельно преданных Родине, высококвалифицированных авиационных кадров и, в частности, военных летчиков.
Командование, политический отдел и весь личный состав училища восприняли его слова как боевой наказ партии воинам-авиаторам совершенствовать работу по претворению в жизнь исторических решений XXVII съезда и январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС.
Посетив учебные классы, спорткомплекс, общежитие курсантов и музей, Анатолий Иванович в книге почетных гостей училища записал: «Очень хочется пожелать Барнаульскому училищу военных летчиков боевых успехов во всех ратных и патриотических делах, летать выше и лучше, крепко держать воинскую дисциплину, быть достойными защитниками нашей великой Родины!»
Возросшая зависимость успешного решения задач боевой готовности, безопасности полетов, совершенствования учебно-воспитательного процесса, укрепления воинской дисциплины и политической сознательности воинов-авиаторов повышает требования ко всем формам политической учебы офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов.
Политическая учеба в подразделениях училища, обогащенная идейным зарядом XXVII съезда партии, январского и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС стала более содержательной, разнообразной по формам, приближена к решению непосредственных задач летной подготовки, обучения и воспитания курсантов, укрепления воинской и трудовой дисциплины. Несколько возрос интерес слушателей к изучаемым теоретическим проблемам. Лучше используются технические средства пропаганды и графические наглядные
пособия, заметно улучшилось инструктирование руководителей групп. Политический отдел училища ежегодно, в начале зимнего и летнего периодов обучения, проводит сборы руководителей групп марксистско-ленинской подготовки офицеров и политических занятий солдат, сержантов и прапорщиков.
Подразделения училища, в которых служат офицеры В. В. Зайцев, Н. М. Коренев, В. П. Чунихин, В. Ф. Карпов, К). А. Абрашкин, добились более активного, непосредственного участия в идеологической работе руководящего состава. В этих и некоторых других подразделениях усилилось внимание командиров и политработников, руководителей групп к организации, идейному содержанию и методике политической учебы, политического, нравственного и воинского воспитания.
По итогам 1986 года группы марксистско-ленинской подготовки офицеров и политических занятий прапорщиков, солдат и сержантов этих подразделений получили отличные и хорошие оценки.
Лучшими руководителями групп политической подготовки в училище являются: полковник В. Д. Жадобин, подполковники В. С. Хоботов, В. Г. Новоселов, майоры Г. Г. Кушков, В. Н. Самусь, С. И. Коклемин, А. Г. Глушков, капитаны А. А. Пернай, В. Я. Головко, Н. А. Макаров, старшие лейтенанты В. И. Кротов, Ю. А. Шатаев, Ю. Л. Травников, А. А. Иванченков, лейтенанты И. М. Баранов, В. Д. Бочаров, С. А. Шох и многие другие.
Что же сегодня наиболее характерно для этих пропагандистов-новаторов? Это желание вносить новизну в учебу слушателей, развивать у них самостоятельность мышления. Это стремление к углублению своих теоретических знаний, к основательной политической компетентности. Это неустанный поиск в методике, овладение активными методами учебы, передовым опытом, желание полнее учитывать рекомендации науки, теснее увязывать изучаемый материал с жизнью Советских Вооруженных Сил, ВВС, училища и своих подразделений. Полковник В. Д. Жадобин, например, к каждому занятию составляет специальные проблемные вопросы, ответы на которые помогают слушателям самостоятельно приходить к необходимым выводам. Подполковник В. Г. Новоселов и майор Г. Г. Кушков на каждом семинаре умело применяют метод дискуссии по существу обсуждаемой проблемы с тем обязательным условием, чтобы каждый выступающий оперировал данными, почерпнутыми из произведений классиков марксизма-ленинизма, партийных документов, повседневной жизни своих коллективов.
Капитан А. А. Пернай успешно проводит семинарские занятия по системе «докладчик - оппонент», что вызывает необходимость противостоящих сторон искать наиболее веские аргументы для утверждения своей точки зрения. Старший лейтенант Ю. А. ІІІатаев иногда предлагает слушателям написать короткие сочинения (в часы самоподготовки) по теме семинара, которые зачитываются и обсуждаются в ходе его.
Некоторые нештатные пропагандисты используют и специальные контрольные вопросы, рассказы-беседы с целью прогнозирования степени усвоения основных проблем темы каждым слушателем. С учетом этого вносят необходимые коррективы в методику изложения материала, самоподготовку, индивидуальную работу с каждым слушателем.
Многое в марксистско-ленинской подготовке политических занятий прапорщиков, солдат и сержантов выдержало испытание практикой, оправдывает себя. Весьма закономерным видится то, что абсолютное большинство нештатных пропагандистов в училище единодушны: надо развивать все лучшее, одновременно отвергая формализм, схоластику, начетничество и догматизм, которые, как отмечалось в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии «всегда были путами для действительного приращения знаний». И те элементы новаторства, которые имеются в группах передовых пропагандистов училища, свидетельство того, что положительные явления перестройки уже прокладывают себе дорогу в день завтрашний. Следовательно, с каждым годом будет совершенствоваться героико-патриотическое воспитание курсантов и всего личного состава училища.