Глава пятая. В условиях перестройки и ускорения
В начале учебного года личный состав училища поддержал почин Н-ского авиационного полка развернуть социалистическое соревнование под девизом «40-летию Великой Победы, XXVII съезду КПСС — наш самоотверженный ратный труд!».
На общих собраниях военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии были определены конкретные ориентиры в социалистических обязательствах каждого коллектива.
Для выполнения взятых социалистических обязательств командование и политический отдел училища наладили систему эффективной организаторской и идеологической работы.;
Первые месяцы борьбы за выполнение взятых обязательств показали, что во многих подразделениях допускались серьезные просчеты в организации и проведении учебно-воспитательной работы с офицерами и курсантами, в методическом уровне преподавателей и летного состава, эффективном использовании учебно-материальной базы, в поддержании на должном уровне воинской дисциплины. Такое положение дел было нетерпимым. Ведь, не устранив существовавшие недостатки, училище не могло рассчитывать на достижение хороших результатов. По решению Совета училища были внесены коррективы в командирскую подготовку офицеров. Стало больше внимания уделять повышению профессиональной подготовки летно-инструкторского состава, методических знаний и навыков инструкторов, преподавателей, командиров курсантских подразделений.
Кроме этого регулярно проводились пробные, открытые и показные занятия с последующим их обсуждением. Был обобщен передовой опыт работы и выпущены листовки о лучших методистах-воспитателях полковниках Ю. Ф. Чернорот, Б. М. Редине, подполковниках В. П. Яковенко, Л. Е, Романишине, майоре Ю. В. Кулешове, преподавателях общенаучных кафедр В. П. Неженцеве, М. М. Власовой, А. А. Грибановой, Л. М. Немировской, Л. И. Тимашовой.
По инициативе Совета учебного отдела была проведена методическая конференция по обмену опытом работы преподавателей и командиров курсантских подразделений, на которой о своих методических находках, наиболее рациональных приемах обучения и воспитания курсантов поделились офицеры В. В. Поздеев, В. В. Мазнев, В. М. Карпов,
В. С. Шардаков, А. И. Апанасенко, Н. Д. Погорелко, В. Д. Жадобин, В. В. Неупокоев, С. И. Терлецкий, преподаватели общенаучных кафедр: В. П. Неженцев, Т. М. Черненкова, М. М. Власова и другие.
Проведенная работа принесла свои результаты. Состоявшаяся по итогам зимнего периода обучения контрольная проверка, проведенная группой офицеров под руководством командующего ВВС СибВО генерал-майора авиации Г. Ф. Шинкаренко показала, что училище по всем показателям боевой и политической подготовки свои обязательства в основном выполнило.
Вместе с тем командующий отметил ряд существенных недостатков и сориентировал командиров, политработников, преподавательский и летно-инструкторский состав на достижение более высоких результатов в боевой и политической подготовке, на полное использование всех резервов совершенствования педагогического мастерства в свете требований апрельского (1985 года) Пленума ЦК КПСС. Он показал, что главной фигурой в дальнейшей организации и развитии социалистического соревнования за достойную встречу XXVII съезда партии должен быть командир, который обязан поставить дело так, чтобы из недели в неделю, из месяца в месяц планомерно вести подчиненных до того уровня, который намечен в планах и социалистических обязательствах.
Именно такого принципа и придерживался в организации соревнования командир отличной авиационной эскадрильи подполковник В. Е. Милушкин.
Он четко ставил задачи летному и инженерно-техническому составу, активно использовал метод состязательности, регулярно фиксировал достигнутые результаты, сравнивал их, стремясь конкретно показать подчиненным, за счет чего достигнуты наилучшие показатели в звене, экипаже, что еще мешает тому или иному подчиненному шагнуть дальше в выполнении обязательств. Этот командир еще на стадии разработки плана задания на день, на неделю, на месяц заботился о том, чтобы соревнование было его органической частью. Такой подход прививал и подчиненным офицерам. А где есть конкретность в организации соревнования, творчество, целеустремленность, там обязательно будут и высокие результаты. Эскадрилья подполковника В. Е. Милушкина, захватив лидерство в социалистическом соревновании, уже к 4-0-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне завоевала право называться отличной. Личный состав подразделения подтвердил это высокое звание и в год XXVII съезда КПСС. Своим опытом организации соревнования, по рекомендации политического отдела, Виктор Евгеньевич поделился с другими комэсками и, спустя несколько месяцев, можно было заметить, что опыт В. Е. Милушкина дал положительные результаты.
К XXVII съезду партии отличными стали еще две эскадрильи и весь учебный авиационный полк, который возглавлял полковник А. И. Плотников.
Проводя в жизнь линию партии на перестройку, существенные коррективы были внесены в стиль работы офицеров штабов. Скажем прямо: некоторые из них не совсем верно понимали свою позицию в общей борьбе за выполнение подразделениями высоких социалистических обязательств. Кое- кто увлекался сбором негативных фактов и . недостатков в подразделениях, непомерной раздачей директивных указаний в ущерб живой организаторской работе.
В воспитании у воинов-авиаторов высокой ответственности за выполнение личных и коллективных социалистических обязательств, большую роль играют партийные организации. На партсобраниях, заседаниях бюро, в ходе заслушивания отчетов коммунистов всегда во главу угла ставились и ставятся вопросы об авангардной роли членов партии в соревновании, их личной ответственности за повышение боевой готовности подразделений, совершенствование учебно-воспитательного процесса, укрепление дисциплины.
Значительное внимание организации и проведению социалистического соревнования, мобилизации воинов на достижение высоких показателей в боевой и политической подготовке уделила VIII партийная конференция училища, состоявшаяся 25 ноября 1985 года.
В докладе начальника политического отдела училища полковника А. В. Капиляна «О состоянии и мерах усиления организаторской и политической работы партийных организаций по подготовке к XXVII съезду партии, выполнению требований ЦК КПСС, Министра обороны СССР по качественной подготовке летчиков-инженеров», подчеркивалось, что изучение и обсуждение коммунистами, комсомольцами и беспартийными училища предсъездовских документов, проектов новой редакции Программы КПСС, изменений и дополнений в Уставе партии, Основных направлениях экономического и социального развития СССР на двенадцатую пятилетку и на период до 2000 года, никого не оставило равнодушным.
Возросли активность, боевитость и принципиальность партийных организаций в решении задач боевой и мобилизационной готовности, совершенствование учебно-воспитательного процесса, методическая и воздушная выучка летно-инструкторского состава, поддержание на должном уровне исправного состояния авиационной и обслуживающей техники, средств связи, а главное — в реальной оценке эффективности своего труда.
Училище выполнило установленные планы по основным видам летной работы без летных происшествий. С хорошим качеством, по заключению Государственной экзаменационной комиссии осуществлен очередной выпуск летчиков для истребительно-бомбардировочной авиации. Пятьдесят два процента выпускников ушли в войска коммунистами.
По итогам социалистического соревнования в честь XXVII съезда КПСС в училище стали отличными учебный авиационный полк, шесть авиационных эскадрилий и около двадцати других подразделений.
Выращено тридцать один процент отличников боевой и политической подготовки и сорок два процента классных специалистов.
Но время требует безотлагательного овладения новыми подходами в оценке сделанного и осуществлении намеченных планов.
Отдавая должное определенным положительным результатам, критически оценивая достигнутое с позиций XXVII съезда партии, январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, командование, политический отдел, весь личный состав училища полны решимости взять новые высоты в решении задач, стоящих перед воинским коллективом в текущем учебном году, году 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции.