Глава четвертая. По новому профилю
XXVI съезд КПСС дал высокую оценку Советским Вооруженным Силам, надежному стражу мирного труда трудящихся нашего государства.
Эта высокая и заслуженная оценка вызвала огромное чувство гордости у Воинов-авиаторов училища. А им было чем гордится. На основе широко развернутого социалистического соревнования в год XXVI съезда КПСС в училище было выращено тридцать один процент отличников боевой и политической подготовки, восемьдесят один процент классных специалистов, сорок три "процента значкистов ВСК, четыре отличных авиационных эскадрильи, двадцать один взвод и девятнадцать авиазвеньев. По результатам итоговой проверки, которую провела группа офицеров и генералов штаба и политического отдела ВВС СнбВО во главе с командующим генерал-майором авиации С. Масловым, училище получило хорошую оценку.
Но достигнутые результаты не могли удовлетворить училище.
Решая задачи, поставленные XXVI съездом партии, командование, политический отдел, весь офицерский состав училища постоянно занимались поиском наиболее эффективных форм подготовки молодых летчиков. Этому вопросу, в частности, была посвящена и одна из научно-методических конференций, где был обобщен опыт работы преподавательского и летно-инструкторского состава в обучении и воспитании курсантов.
На конференции была организована выставка методического материала, технических средств обучения, используемых в учебном процессе, учебных кинофильмов и диафильмов, рефератов и учебных пособий, разработанных на кафедрах.
Помимо основного доклада «Опыт работы кафедр по обучению и воспитанию курсантов в училище», с которым выступил заместитель начальника училища полковник В. А. Челышев, на конференции выступили кандидат технических наук подполковник В. Д. Жадобин — «О влиянии проблемного метода обучения на повышение качества подготовки курсантов», кандидат исторических наук, доцент полковник Н. В. Ермольчик — «О повышении партийности преподавания в свете требований XXVI съезда КПСС и его влиянии на идейно-политическое воспитание курсантов», кандидат технических наук, доцент Ю. М. Черепенин обобщил опыт проведенной воспитательной работы с курсантами преподавателями кафедры аэродинамики и динамики полета в учебное и во внеучебное время. На конференции поделились опытом своей работы полковники Н. Д. Сальников, Р. Ф. Савельев,
Е. И. Марушко, Ю. П. Трофимов, подполковник В. И. Кутасевич, служащие Советской Армии М. М. Власова, Т. М. Черненкова, В. П. Неженцев.
Выступающие внесли предложение заслушивать на совете училища и политическом отделе отчеты и сообщения начальников и заведующих кафедрами, секретарей парторганизаций по проведению в жизнь ленинского принципа партийности преподавания, требований XXVI съезда КПСС по этому вопросу, обобщить и распространить среди других кафедр опыт работы кафедры марксизма-ленинизма по использованию технических средств обучения в процессе проведения лекций и семинарских занятий. Вскоре эта рекомендация конференции была реализована. Сначала в учебно-летном отделе, а затем и окружная газета «Советский воин» посвятила статью обобщению опыта использования ТСО на кафедре марксизма-ленинизма Барнаульского ВВАУЛ.
Этот опыт пришел не сам собой, он собирался по крупицам долгие годы. Выполняя требования съездов партии, постановления ЦК КГІСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве», а затем постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов», преподаватели кафедры вместе с курсантами активно внедряли технические средства обучения в учебный процесс и всю систему политико-воспитательной работы.
По рекомендации политического отдела обучение курсантов практике использования технических средств проводилось по нескольким направлениям. Во-первых, они привлекались к участию в оснащении и оборудовании учебных классов и аудиторий техническими средствами обучения. Во- вторых, обучались методике применения технических средств в процессе учебных занятий и во внеучебное время. Для этого, естественно, нужна была материальная база и создать ее нужно было своими силами. С этой целью на кафедре во главе с преподавателями подполковниками Ю. Л. Трофимовым, Б. М. Рединым и майором А. Е. Романишиным были созданы три группы курсантов, которые занялись оборудованием аудиторий. Они проявили в этой работе немало старания, инициативы, творческого подхода к решению возникающих проблем.
И через непродолжительное время несколько аудиторий было оборудовано техническими средствами обучения с учетом возможности их комплексного использования. Многие курсанты, участвовавшие в оборудовании классов и среди них — Вьюгов, Кузнецов, Земцов, Попов, Чачуро, Усиков стали настоящими пропагандистами применения технических средств, они объясняли своим товарищам принцип их действия, способы использования. Наши выпускники — лейтенанты Нестеренко, Поташев, Петров, Рыбников и другие уехали в свои части убежденными сторонниками полезности этого дела. Впоследствии, став руководителями групп политических занятий, они успешно используют их в своей пропагандистской работе.
Разумеется, такая убежденность приходит не сразу. Преподаватели кафедры стараются убедить курсантов в необходимости применения технических средств обучения не только рассуждениями об этом, но и практическими действиями. Так, с начала 80-х годов и поныне ни одна тема по истории КПСС не изучалась без применения технических средств. Ежегодно курсанты первого, а затем и последующих курсов, привыкают к ТСО как к атрибуту лекций, сознательно стремятся перенимать опыт преподавателей в • использовании учебных кинофильмов, диафильмов, грамзаписей.
Опыт показывает, что применение технических средств оправдано не только на лекциях, но и на семинарах. Здесь они прежде всего используются курсантами-докладчиками.
В период подготовки докладов курсанты с помощью преподавателей подбирают необходимые фрагменты кинофильмов или диафильмов, прослушивают грамзаписи, увязывают их с текстом докладов и во время выступления самостоятельно используют в качестве иллюстрации. Так, на семинарском занятии по теме «Партия в годы Великой Отечественной войны» широко использовали технические средства: киноаппараты, диафильмы, магнитофонные записи, грампластинки курсанты Валявкин, Крупицкий, Кутергин, Круглихин и другие. Это значительно повысило качество докладов и семинарских занятий в целом.
Практика показывает, что за период обучения в училище каждый курсант только на кафедре марксизма-ленинизма три — четыре раза выступает с докладами и рефератами на семинарах. Следовательно, они имеют реальную возможность накопить определенный опыт как выступлений перед аудиторией, так и применения их при использовании технических средств обучения.
Технические средства широко используются преподавателями и курсантами также при проведении тематических вечеров, ленинских чтений, викторин и других агитационно-массовых мероприятий. Так, на тематическом вечере «Красная гвоздика» в ходе выступлений преподавателей и курсантов использовались магнитофонные записи с воспоминаниями старых большевиков о В. И. Ленине, грамзаписи выступлений вождя, а на экране демонстрировались кадры с изображением его соратников, эпизодами революционных лет, а также фрагменты кинофильмов.
Участие в организации подобных мероприятий способствует не только освоению курсантами технических средств обучения, но, в целом, формированию у них навыков партийно-политической работы.
Недавно в училище приезжал наш выпускник, летчик второго класса старший лейтенант А. А. Евсеев. Он рассказал, что с первых дней службы в одной из частей Забайкальского военного округа был назначен руководителем группы политзанятий. И опыт, приобретенный в стенах училища, способствовал тому, что на первых же итоговых занятиях его группа получила отличную оценку.
В настоящее время преподаватели кафедры марксизма- ленинизма полковник А. И. Апанасенко, подполковник В. В. Поздеев и другие в системе занятий, прививающих курсантам навыки партийной работы, особое внимание уделяют овладению ими ТСО.
Вместе с тем, в этой большой и очень важной работе есть много недостатков. Поэтому в комплексном плане коммунистического воспитания курсантов на весь период обучения и планах работы кафедры марксизма-ленинизма существенное внимание уделяется, наряду с другими навыками партийно-политической работы, обучению их методике использования технических средств обучения.
Немало добрых слов можно сказать о поисках и находках преподавателей других кафедр в обучении и воспитании курсантов.
Большой интерес представляет созданный офицерами кафедры аэродинамики и динамики полета полковниками
Ю. М. Черепенііным, Ю. Ф. Черноротом и прапорщиком Е. Степановым «магнитофонный консультант», позволяющий
курсантам самостоятельно готовиться к самым различным видам занятий, восполнять отдельные пробелы в своих знаниях, прослушивать материалы лекций по наиболее важным разделам программы.
«Магнитофонный консультант» представляет собой сопряженную установку аппарата «Протон» с магнитофоном, снабженную большим экраном и элементами автоматического управления.
Дальнейшей интенсификации учебно-воспитательного процесса способствуют использование на кафедре АРЭО вычислительной техники, на кафедрах авиатехники, самолетовождения, боевого применения средств поражения и тактики — электронных репетиторов, действующих электрифицированных тренажеров и стендов.
Для того, чтобы мастерски владеть современным боевым самолетом, летчику нужны глубокие знания авиационной техники, аэродинамики, тактики, он должен иметь определенную сумму знаний по математике, физике, радиоэлектронике, иностранному языку. Приобретению таких знаний способствуют проводимые на кафедрах научные и технические конференции, викторины. Обычно каждая викторина имеет своей целью углубление знаний курсантов, а также проверку их умения применять полученные знания при решении практических задач, связанных с выполнением программы летной подготовки и с безопасностью полетов. Для повышения интереса и активности курсантов викторины проводятся в духе товарищеского соревнования между учебными группами, а иногда и ротами.
Многообразны формы работы, способствующие успешному обучению и воспитанию курсантов. Это хорошо понимают преподаватели нашего училища. Они ведут постоянный поиск более совершенных и эффективных методов подготовки высококвалифицированных кадров военных летчиков-инженеров.