• Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

Недавно зарегистрированные

Кто на сайте

Сейчас 1074 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

FAQs

 

Книга "В небе Алтая". Очерки 20-летней истории высшего военного авиационного училища летчиков имени главного маршала авиации К.А. Вершинина Барнаул, 1987 г.

 

rep001-1.jpg

Книга написана кандидатом исторических наук, доцентом, полковником Ермольчиком Михаилом Васильевичем. В Советских Вооруженных Силах он прослужил более тридцати семи лет, из которых тридцать дна года в Краснознаменном Сибирском военном округе. В Барнаульском ВВАУЛ прошел путь от преподавателя истории КПСС до начальника кафедры марксизма-ленинизма. Являясь председателем Совета ветеранов училища, Михаил Васильевич проводит значительную работу по исследованию и пропаганде среди личного состава славных боевых традиций Барнаульского ВВАУЛ, воспитанию курсантов на героике предшествующих поколении военных летчиков. Публикуемая история училища является его новым вкладом в это важное дело. 

Книга подготовлена к изданию под общей редакцией начальника политического отдела училища полковника Капиляна Анатолия Васильевича.

Сдано в набор 14.9.1987 г. Подписано к печати 14.9.1987 г.

Формат бумаги 60X84  Печатных листов 11.75 + вкл. 4,5. Бесплатно. Для внутриведомственной продажи цена 1 р. 10 коп.

Г 1956 80 ... Тип. БВВАУЛ, Зак. 546

 

 

От автора

Глава первая. У истоков Барнаульского ВВВАУЛ

Героические предшественники Барнаульского ВВАУЛ

Рождение училища

Глава вторая. Растем и мужаем

Совместными усилиями

К ленинскому юбилею

Первый шаг в небо

Мужество и отвага

Иду на посадку

Делегат XVI съезда ВЛКСМ

Готовность к подвигу

Госэкзамены по летной подготовке

Первое испытание на мужество

Первый выпуск

Глава третья. К новым высотам

Особенности семидесятых годов

Учебно-материальная база

Командование и профессорско-преподавательский состав училища

Полеты набирают силу

Имени К. А. Вершинина

Волнующие встречи

Обмен комсомольских документов

Новые примеры мужества

Морально-психологическая подготовка курсантов

Воспоминания комэска о XXV съезде КПСС

Интернациональное воспитание авиаторов

Глава четвертая. По новому профилю

Задачи усложнились

Монумент авиационной славы

В постоянном поиске

О партийности преподавания

Глава пятая. В условиях перестройки и ускорения

XXVII съезду КПСС — наш самоотверженный ратный труд

За безопасность полетов

Воспитывать пламенных патриотов

В интересах интенсификации учебно-воспитательного процесса

Культурно-просветительная и спортивно-массовая работа

Глава шестая. Наши питомцы

Инициатор социалистического соревнования в ВВС

Воины-интернационалисты

Политработники

Семейные династии

Мастера обучения и воспитания

Летчики-испытатели

Школа юных летчиков

Заключение

Приложение

Фотоиллюстрации

 

 

 

Книга "В небе Алтая". Очерки 20-летней истории высшего военного авиационного училища летчиков имени главного маршала авиации К.А. Вершинина Барнаул, 1987 г.

 

Книга написана кандидатом исторических наук, доцентом, полковником Ермольчиком Михаилом Васильевичем. В Советских Вооруженных Силах он прослужил более тридцати семи лет, из которых тридцать дна года в Краснознаменном Сибирском военном округе. В Барнаульском ВВАУЛ прошел путь от преподавателя истории КПСС до начальника кафедры марксизма-ленинизма. Являясь председателем Совета ветеранов училища, Михаил Васильевич проводит значительную работу по исследованию и пропаганде среди личного состава славных боевых традиций Барнаульского ВВАУЛ, воспитанию курсантов на героике предшествующих поколении военных летчиков. Публикуемая история училища является его новым вкладом в это важное дело. 

Книга подготовлена к изданию под общей редакцией начальника политического отдела училища полковника Капиляна Анатолия Васильевича.

Сдано в набор 14.9.1987 г. Подписано к печати 14.9.1987 г.

Формат бумаги 60X84  Печатных листов 11.75 + вкл. 4,5. Бесплатно. Для внутриведомственной продажи цена 1 р. 10 коп.

Г 1956 80 ... Тип. БВВАУЛ, Зак. 546

 

 

 

От автора

Глава первая. У истоков Барнаульского ВВВАУЛ

Героические предшественники Барнаульского ВВАУЛ

Рождение училища

Глава вторая. Растем и мужаем

Совместными усилиями

К ленинскому юбилею

Первый шаг в небо

Мужество и отвага

Иду на посадку

Делегат XVI съезда ВЛКСМ

Готовность к подвигу

Госэкзамены по летной подготовке

Первое испытание на мужество

Первый выпуск

Глава третья. К новым высотам

Особенности семидесятых годов

Учебно-материальная база

Командование и профессорско-преподавательский состав училища

Полеты набирают силу

Имени К. А. Вершинина

Волнующие встречи

Обмен комсомольских документов

Новые примеры мужества

Морально-психологическая подготовка курсантов

Воспоминания комэска о XXV съезде КПСС

Интернациональное воспитание авиаторов

Глава четвертая. По новому профилю

Задачи усложнились

Монумент авиационной славы

В постоянном поиске

О партийности преподавания

Глава пятая. В условиях перестройки и ускорения

XXVII съезду КПСС — наш самоотверженный ратный труд

За безопасность полетов

Воспитывать пламенных патриотов

В интересах интенсификации учебно-воспитательного процесса

Культурно-просветительная и спортивно-массовая работа

Глава шестая. Наши питомцы

Инициатор социалистического соревнования в ВВС

Воины-интернационалисты

Политработники

Семейные династии

Мастера обучения и воспитания

Летчики-испытатели

Школа юных летчиков

Заключение

Приложение

Фотоиллюстрации

 

 

 

 

 

 

 

Глава вторая. Растем и мужаем 

 

Подготовка и празднование ленинского юбилея явились большим событием в жизни Барнаульского ВВАУЛ. Его питомцы всегда с большим интересом изучали и изучают ленинское идейно-теоретическое наследие, стремятся овладеть ленинским стилем работы с воиннами-авиаторами. Училище шло к знаменательной дате, руководствуясь требованиями постановления ЦК КПСС от 23 июля 1968 года «О подготовке к 100-летию со дня рождения Владимиру Ильича Ленина».

В сентябре и октябре это постановление было обсуждено на партийных и комсомольских собраниях, а также на общих собраниях подразделений училища. На них был единодушно поддержан почин личного состава Краснознаменного авиационного полка, носящего имя В. И. Ленина, о развертывании социалистического соревнования в честь 100-летия со дня рождения великого вождя.

Постановление, а затем тезисы ЦК КПСС, посвященные 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, стали центром внимания идейной жизни партийных и комсомольских организаций училища, были положены в основу всей учебно-воспитательной работы. В политическом отделе, на кафедрах, в подразделениях были составлены планы мероприятий, охватывавшие все стороны жизни училища: учебный процесс, марксистско-ленинскую подготовку и политические занятия, культурно-массовую работу. 5 апреля 1969 года состоялось собрание партийного актива училища. С докладом на нем «О ходе выполнения Постановления ЦК КПСС «О подготовке к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина», задачах партийных организаций по развертыванию борьбы за безаварийность летной работы» выступил начальник училища, генерал-майор авиации В. Н. Филимонов. Коммунисты Мурашкин, И. П. Блошенко, Ю. Н. Шапкин, И. В. Горбенко и другие в своих выступлениях подняли ряд важных вопросов, касающихся повышения активности личного состава училища в предъюбилейные ленинские дни, качества обучения будущих летчиков. В принятом решении коммунисты наметили ряд дополнительных конкретных мероприятий по выполнению этого исторического документа.

Большое внимание в идейной жизни училища политический отдел и первичные партийные организации уделяли глубокому изучению и пропаганде ленинского теоретического наследия, обучению курсантов самостоятельной работе с первоисточниками.

Преподаватели кафедры марксизма-ленинизма подполковники В. М. Пантелеев, Е. А. Чернов, майор А. Ф. Машков и Н. Г. Гаврилова подготовили и провели с будущими летчиками-инженерами методическую конференцию: «Формы и методы самостоятельной работы курсантов по изучению и конспектированию произведений В. И. Ленина и решений КПСС», организовали обмен опытом работы с первоисточниками курсантов Дяденко, Кравченко, Катюшенко, Лукьянова, Бабушкина, Филиппова, Рязанова и других.

Для курсантов училища функционировал ленинский кинолекторий. Они посмотрели киноленты «Ленин в 1918 году», «Синяя тетрадь», «6 июля», «Семья Ульяновых», «Ленин в Казани», «Мы шли с Ильичом», «Живой Ленин» и др. Накануне каждого фильма офицерами политотдела и преподавателями общественных наук проводились беседы о содержании кинолент, формах и методах их использования при подготовке к семинарским занятиям.

Командование и политический отдел училища направляли внимание партийных организаций всех кафедр на то, чтобы преподаватели не только хорошо знали военно-теоретическое наследие В. И. Ленина и его работы по партийному строительству в Советских Вооруженных Силах, но и умели применять их для разъяснения курсантам военной политики КПСС и Советского правительства, использовать их в организационно-воспитательной работе. Эти вопросы обсуждались на партийных собраниях. В феврале 1970 года с офицерами управления училища и преподавателями учебно-летного отдела была проведена теоретическая конференция: «В. И. Ленин о вооруженной защите социалистического Отечества» для летного и инженерно-технического состава.

С выходом в свет второго издания биографии В. И. Ленина преподаватели кафедры марксизма-ленинизма не только ознакомились с новыми ленинскими документами, приведенными в книге, но и обсудили вопросы методики использования нового издания биографии В. И. Ленина на лекциях и семинарских занятиях по общественным наукам.

Естественный и всевозрастающий интерес к образу великого Ленина, его революционной деятельности, курсанты могли удовлетворить не только на занятиях. Много делалось в этом направлении и во внеучебное время. Здесь использовались различные формы идейно-воспитательной работы. Наряду с теоретическими и методическими конференциями, широкую популярность приобрели ленинские чтения по работам: «Великий почин», «Все на борьбу с Деникиным», «Социалистическое Отечество в опасности», «Очередные задачи Советской власти» и многим другим. Они проводились в подразделениях с участием политработников, курсовых офицеров и . преподавателей. Интересно и с большим воспитательным воздействием на курсантов проходили тематические вечера и читательские конференции. Прошло уже много лет, а выпускники училища вспоминают, как они готовили и проводили в то время с помощью работников художественной библиотеки Д. В. Васиной и Н.А. Гумадо читательскую конференцию «Образ В. И. Ленина в художественной литературе».

Незабываемой была встреча е членом КПСС с 1917 года, активным участником Гражданской войны, бывшим начальником политотдела дивизии В. М. Либуркиным, который неоднократно слушал выступления. В. И. Ленина. Он рассказал курсантам о В. И. Ленине как о выдающемся организаторе Советских Вооруженных: Сил, руководителей борьбы с врагами Советской республики.

Курсанты училища приняли активное участие в третьем Всесоюзном конкурсе студенческих работ по проблемам общественных наук, посвященном 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.

В ходе марксистско-ленинской подготовки офицеров главный упор был сделан на глубокое творческое изучение бессмертных произведений В. И. Ленина, ленинского военного теоретического наследия.

В кружках партийного просвещения в системе политических занятий с солдатами и сержантами с большим интересом изучалась биография В. И. Ленина.

В комсомольских организациях училища был проведен Ленинский зачет. Это был итог большой работы комсомольцев по повышению идейно-теоретического уровня, овладению марксистско-ленинской теорией, великим ленинским идейным наследием.

11 апреля 1970 года вместе со всем советским народом личный состав училища вышел на субботник, посвященный 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Командиры и политработники, летчики и инженерно-технический состав, преподаватели и курсанты, рабочие и служащие по окончании учебного и рабочего времени вышли на субботник, как на большой радостный праздник. Они привели в образ

новый порядок территории военных городков и аэродромов, с пользой трудились на строительстве корпуса учебно-летного отдела, в лабораториях и учебных аудиториях. Весь личный состав стал еще более подтянутым, организованным и сплоченным.

Активная, целеустремленная партийно-политическая работа в период подготовки и празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, положительно сказалась на решении задач боевой и политической подготовки, укреплении воинской и трудовой дисциплины. За этот период заметно выросли партийная и комсомольская организации. К концу 1970 года коммунисты училища были объединены в три пар-кома и двадцать одну первичную партийную организацию, а члены ВЛКСМ — в сорок шесть комсомольских организаций.

По итогам социалистического соревнования в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина в училище выращено семьсот сорок шесть отличников боевой и политической подготовки, тридцать семь отличных экипажей, восемь авиазвеньев, две авиационные эскадрильи. Коллективы авиаторов, возглавляемые офицерами Н. С. Гавриловым, Мурашко, И. Ф. Коваленко, награждены памятными вымпелами и почетными ленинскими грамотами, а личный состав, где командиром был А. Е. Лимарев, памятным вымпелом ЦК ВЛКСМ.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

 

Полковник Ермольчик Михаил Васильевич

 

В центре Барнаула, столицы дважды орденоносного Алтайского края, разместилось Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков имени Главного маршала авиации К. А. Вершинина. И каждый, кто бывает в городе, невольно задерживает свой взгляд на фасаде четырехэтажного главного учебного корпуса, монументе-памятнике, символизирующем стремительный взлет реактивного самолета, и ажурном металлическом ограждении, которое краевая газета «Алтайская правда» в одной из статей, посвященных училищу, любовно назвала «металлические кружева».

Училище молодое. Ему двадцать лет. За непродолжительный период оно дало Родине тысячи высококвалифицированных летчиков-инженеров. Многие из них ныне занимают руководящие должности в ВВС страны, отличились в освоении новой авиационной техники, при выполнении интернационального долга в ДРА. В городе и крае за этот период училище завоевало хорошую славу и авторитет трудящихся, партийных и советских органов. Сложились добрые традиции в подразделениях училища.

Решение руководства училища и Совета ветеранов о написании книги я воспринял с глубоким удовлетворением, так как с первого дня формирования училища и до октября 1987 года был свидетелем и активным участником образования, становления и развития ВУЗа.

Книга обсуждена и одобрена на заседании Совета ветеранов училища в июне 1987 года. Она рассказывает об истории училища, о той огромной роли, которую оно играет в подготовке летчиков-инженеров. В книге читатель найдет немало страниц, рассказывающих о творческих поисках командования, политического отдела, преподавательского и летно-инструкторского состава, командиров и политработников, партийных и комсомольских организаций по повышению качества и эффективности подготовки высококвалифицированных военных летчиков-инженеров для Военно-воздушных сил страны, совершенствованию учебно-воспитательного процесса в свете установок Коммунистической партии и Советского правительства, требований Министра обороны СССР и Главкома ВВС.

Значительное внимание уделено летному обучению курсантов, их мужественным поступкам, службе выпускников училища в строевых частях.

Автор книги выражает большую признательность и благодарность участнику Великой Отечественной войны, Герою социалистического труда, подполковнику запаса Евгению Ерофеевичу Парфенову, одному из старейших партийных работников Алтайского края, который, можно сказать, вложил душу и сердце в то, чтобы наше училище родилось, а затем выросло и окрепло на славной земле дважды орденоносного Алтая, а также ветеранам училища полковникам в отставке Александру Павловичу Маркову, Дмитрию Николаевичу Панкратьеву, Валентину Ивановичу Светличному за оказанную помощь в подборе необходимых материалов и воспоминания о формировании и становлении ВУЗа.

Кроме этого, при написании книги были использованы: документы и материалы, хранящиеся в политическом отделе училища, в отделе кадров; публикации периодической печати; материалы военных музеев городов Омска и Новосибирска; протоколы заседаний Совета училища, отзывы о наших выпускниках и другие документы.

Иллюстрации к изданию подготовлены В. И. Жуковым, Г. И. Горбаченко и В. П. Целищевым.

Книга написана в популярном жанре и рассчитана на широкий круг читателей. Она может быть использована руководителями групп политучебы, пропагандистами и агитаторами, а также офицерами при проведении агитационно- массовой работы с молодежью, желающей поступить в училище.

Автор не претендует на полное и всестороннее освещение двадцатилетней истории училища. Книга написана на строго документальной основе, в очерковой и повествовательной форме. Она может быть дополнена, расширена и возможно, уточнена в последующих изданиях, поэтому все рекомендации и замечания по данному изданию будут "восприняты с благодарностью.

<<К оглавлению

Читать далее>>

 

 

 

  

Глава вторая. Растем и мужаем 

 

5 мая 1969 года запомнился курсантам и офицерам Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков на всю жизнь. В этот майский день в училище начались первые полеты с курсантами.

Раннее утро. По-праздничному выглядит аэродром. Ровными шеренгами выстроились перед самолетами курсанты, техники, летчики-инструкторы. Здесь же гости — летчики, участники Великой Отечественной войны, знатные рабочие, представители местных советских и партийных организаций.

Митинг, посвященный первым полетам курсантов, открыл начальник училища генерал-майор авиации В. Н. Филимонов. С приветственным словом к личному составу обратился Герой Советского Союза генерал-майор авиации И. А. Куличев. Он зачитал телеграмму от командующего войсками Сибирского военного округа генерал-полковника В. Ф. Толубко и члена Военного Совета, начальника Политического управления округа генерал-лейтенанта И. В. Бойченко.

Слово взял заведующий отделом Алтайского крайкома КПСС товарищ И. В. Журавлев. «Алтайский край, сказал он, — богат революционными и боевыми традициями. Свыше трехсот уроженцев Алтайского края стали Героями Советского Союза. Здесь получил путевку в небо наш прославленный земляк, покоритель космоса, Герой Советского Союза Герман Степанович Титов. Вам есть у кого учиться мужеству, отваге, мастерству. Есть кому подражать. Путь в небо открыт. Идите смело по этому пути, будьте достойными продолжателями славных традиций советского народа и его Вооруженных Сил».

На трибуне заместитель Главнокомандующего Военно- воздушными силами по вузам генерал-лейтенант авиации А. А. Матвеев. Он пожелал курсантам в совершенстве овладеть летным мастерством и быть достойными защитниками любимой Отчизны.

В заключение выступили командир учебной эскадрильи майор В. Н. Кузнецов и отличник учебы курсант Игорь Лебедев. Они заверили командование, гостей, что приложат все силы, чтобы овладеть летным мастерством, стать достойными защитниками Родины.

После окончания митинга, под звуки Гимна Советского Союза был поднят флаг Военно-воздушных сил.

Над аэродромом нарастал гул. В небе появился самолет. На большой скорости он прошел над аэродромом, потом стремительно взмыл в небесную высь. Летчик-инструктор первого класса, мастер спорта СССР майор Владимир Николаевич Кузнецов продемонстрировал фигуры высшего пилотажа.

Послышалась команда. Курсанты, инженерно-технический состав и летчики-инструкторы направились к самолетам.

Право первому подняться в воздух было предоставлено отличнику учебы, Ленинскому стипендиату сержанту Алексею Еременко. Алексей, как и его старший брат Владислав, окончивший Омское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе, еще в детстве решил стать офицером. Но в отличие от старшего брата, его манило небо. И вот он на пороге своей мечты.

Сержант Еременко сел в первую кабину самолета. Место во второй кабине занял летчик-инструктор старший лейтенант Анатолий Берестов. Это был опытный летчик. Он уверенно летал днем и ночью, в любых метеоусловиях.

Техник самолета, старшина сверхсрочной Службы Петр Суховаров помог курсанту надеть парашют, пристегнуться к сиденью.

Запущен двигатель, закрыты фонари, проверены кабины на герметизацию. Руководитель полетов подполковник Комраков разрешил выруливать.

Белокрылый самолет на мгновение остановился. Потом, сорвавшись с места, быстро помчался по полосе, оставляя за собой шлейф пыли и, оторвавшись от земли, стремительно набрал высоту.

Вслед за первой машиной в небо стартовала вторая. В экипаж входили курсант Сергей Ильин и заместитель командира учебной эскадрильи по политической части майор Василий Яковлевич Приходько.

Еще накануне полетов Василий Яковлевич договорился с командиром эскадрильи, чтобы в плановую таблицу его записали вместе с курсантом Ильиным. Почему именно с Ильиным? На этот вопрос офицер ответил так: «Хочу поднять в небо сына моего друга, бывшего командира эскадрильи Сталинградского (Сибирского) военного училища летчиков, подполковника запаса, Дмитрия Филипповича Ильина. Когда-то он принимал экзамен на летное мастерство у Германа Степановича Титова. А теперь надо дать путевку в небо сыну учителя космонавта». В настоящее время Сергей Дмитриевич — полковник, летчик первого класса, мастер спорта СССР, служит в Московском военном округе. В 1984—1987 годах в качестве заместителя председателя Государственной экзаменационной комиссии принимал государственные экзамены у курсантов родного училища.

А вот и первое приземление. К остановившемуся самолету подошел генерал-майор авиации И. А. Куличев и сердечно поздравил сержанта Еременко с успешным завершением первого полета.

Над аэродромом нарастал гул реактивных двигателей. Полеты продолжались...

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

 

Коммунистическая партия Советского Союза рассматривает подготовку офицерских кадров как одну из важнейших задач в укреплении оборонной мощи страны, повышении боевой готовности Вооруженных Сил СССР. Принципиальные основы создания и функционирования системы подготовки военных кадров разработаны в трудах В. И. Ленина. Он неоднократно указывал на огромную роль красных офицеров в строительстве новой армии, воспитании социалистической сознательности у воинов, в достижении победы над врагами. Ленинские принципы военного строительства и подготовки офицерских кадров нашли свое дальнейшее развитие в документах партии и правительства. В новой редакции Программы КПСС записано: «Партия будет и впредь неизменно заботиться о том, чтобы боевой потенциал Советских Вооруженных Сил представлял собой прочный сплав воинского мастерства и высокой технической оснащенности, идейной стойкости, организованности и дисциплины личного состава, его верности патриотическому и интернациональному долгу».1(Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. — М.: Политиздат, 1986, с. 161,)

Военные кадры, как видно из определения боевого потенциала, являются костяком, его цементирующей силой. Подготовка и формирование кадров для Вооруженных Сил ведется в военно-учебных заведениях, одним из которых является Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков имени Главного маршала авиации К. А. Вершинина. Училищу 25 декабря 1987 года — двадцать лет. Оно создано на основании постановления Совета Министров СССР от 18 августа 1966 года. 9 сентября этого же года был подписан приказ Министра обороны СССР, в котором местом дислокации создаваемого летного ВУЗа определялся дважды орденоносный Алтайский край. Управление и основные учебные корпуса училища размещались в административном центре Алтая — городе Барнауле, в военном городке, который в годы войны занимали Лепельское зенитно-артиллерийское и Барнаульское пехотное училища. Аэродромы и необходимые помещения для летного и инженерно-технического состава училище унаследовало от прославленных Сталинградского1 и Омского училищ летчиков.

Революционные традиции и боевая слава Алтая, героика Сталинградского и Омского училищ летчиков явились той прочной основой, на которой выросли, закалились и получили путевку в небо тысячи выпускников Барнаульского ВВАУЛ.

Дважды орденоносный Алтайский край — один из крупных аграрно-промышленных комплексов Сибири. Наряду с высокоразвитым сельским хозяйством здесь сосредоточена также и мощная индустрия. Объем промышленного производства Алтая составляет в настоящее время около пяти миллиардов рублей в год. Но Алтай славен не только хлебом и своей промышленностью. Он богат революционными, трудовыми и боевыми традициями, которые служили и будут служить личному составу Барнаульского ВВАУЛ, будущим поколениям ярким примером, зовущим к новым свершениям в труде и воинской службе на благо нашей великой Родины — Союза Советских Социалистических Республик, к победе над любыми ее врагами. Рабочий класс Алтайского края принял боевое крещение в революции 1905—1907 гг. Большое влияние на развитие рабочего движения на Алтае оказал Сергей Миронович Киров.

Выдающиеся подвиги в боях за Советскую власть в бывшей Алтайской губернии совершили многие легендарные герои, среди которых командующий партизанской армией в годы гражданской войны Е. М. Мамонтов, командир алтайского Красногвардейского отряда П. Ф. Сухов, командир партизанского корпуса И. В. Громов и многие другие.

Сталинградское училище летчиков в 1942 году было перебазировано в Казахстан, а затем в Западную Сибирь. В 1956 году училище имени Сталинградского Краснознаменного пролетариата было переименовано в Сибирское училище летчиков.

Михаил Иванович Калинин, приезжавший па Алтай в 1920 году, говорил: «Пусть послужат нам примером герои Алтая».

Твердый характер, замечательные, качества трудящихся Алтая — пламенных патриотов социалистической Родины, их беспримерное мужество и воля к победе ярко проявились в дни суровых испытаний Великой Отечественной войны. За ратные и трудовые подвиги в годы войны более ста тысяч уроженцев Алтайского края награждены орденами и медалями, триста тридцать шесть человек удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них тридцать два военных летчика, а Павел Артемьевич Плотников удостоен этой высокой награды дважды.

Восемь наших земляков повторили подвиг Александра Матросова. Это Владимир Смирнов, Андрей Ощепков, Алексей Калинин, Прокопий Аврамков, Михаил Паршин, Александр Красилов, Леонтий Черемнов и Иван Вершинин. В числе двадцати восьми героев-панфиловцев были: воспитанник Алтайской комсомольской организации Василии Клочков, наши земляки Петр Емцов, Абрам Крючков, Иван Шадрин, Гавриил Матин, Николай Трофимов.

Тридцать восемь Героев Советского Союза родились и выросли в Барнауле — старейшем городе Сибири.

Город был основан в 1730 году и стоял у истоков горнозаводского дела на Алтае. Первая в мире паровая машина, созданная Иваном Ползуновым, первая в России конная чугунорельсовая дорога, первое в Сибири горное училище — эти события стали частью славной летописи города на Оби. Его история писалась трудом и талантом мужественных людей, которые в дореволюционное время в условиях тирании и жестокой эксплуатации не теряли веру в светлое будущее, неустанно боролись за лучшую жизнь.

В первых рядах борцов против царизма шел пролетариат Барнаула. Уже в 1894 году здесь появились марксистские кружки. В 1905 году был создан Барнаульский комитет РСДРП. Партийная организация Барнаула активно проявила себя в годы трех революций. Одним из ее руководителей был московский пролетарий Иван Вонифатьевич Присягин — ученик В. И. Ленина.

Под руководством большевиков трудящиеся города самоотверженно боролись за утверждение в крае рабоче-крестьянской власти. В период гражданской войны Барнаул стал центром подлинной борьбы и партизанского движения, сыграл важную роль в разгроме Колчака и установлении Советской власти в Сибири.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции в Барнауле насчитывалось пятьдесят шесть тысяч жителей. Его промышленность представляли мелкие полукустарные предприятия по обработке сельскохозяйственного сырья — пимокатные, кожевенные, овчинно-шубные и другие.

В настоящее время в городе проживает более шестисот пятидесяти тысяч человек. Девяносто два промышленных предприятия поставляют народному хозяйству страны и в пятьдесят шесть зарубежных государств тракторы и тракторные двигатели, дизели и дизельгенераторы, энергетические котлы, механические прессы, химические волокна и другую продукцию.

В городе в особо крупных масштабах ведется жилищное строительство. Ежегодно вводится до трехсот пятидесяти тысяч квадратных метров жилья. За годы советской власти жилой фонд города вырос в тридцать раз.

Барнаул — крупный научный и культурный центр. Здесь Действуют восемнадцать научно-исследовательских и проектных институтов, семь ВУЗов, четырнадцать техникумов, двадцать одно профтехучилище, сто шесть общеобразовательных школ. В городе четыре театра, филармония, Дворец зрелищ и спорта, семь домов культуры, десять кинотеатров, два музея и более двухсот библиотек, большая сеть больниц и поликлиник.

Свыше пятидесяти тысяч барнаульцев награждены орденами и медалями СССР. В настоящее время в городе проживают и трудятся одиннадцать Героев Советского Союза, двадцать один Герой Социалистического труда, тринадцать кавалеров трех орденов Славы, девять лауреатов Ленинской и Государственной премий, которые оказывают большую практическую помощь в военно-патриотическом воспитании курсантов училища, всей молодежи города и края.

Особая роль в этом деле принадлежит почетному гражданину города Барнаула, Герою Советского Союза, генерал- майору в отставке Нестору Дмитриевичу Козину, бывшим летчикам-фронтовикам Героям Советского Союза Геннадию Ивановичу Новикову и Николаю Антоновичу Жуканову.

За большие заслуги трудящихся города в революционном движении, их вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 250-летием со времени основания, Президиум Верховного Совета СССР в августе 1980 года наградил город Барнаул орденом Октябрьской революции.

Героику Алтайского края приумножило, Сталинградское (Сибирское) училище летчиков, которое до 1961 года дислоцировалось на территории Алтайского края и Новосибирской области. Это училище одно из старейших авиационных военно-учебных заведений Советских Вооруженных Сил. Оно основано 23 февраля 1930 года в городе Сталинграде и получило название: авиационная школа № 7. Партийная и комсомольская организации города и вся общественность исключительно тепло встретили решение о создании школы летчиков. Под учебные корпуса и общежития ей были отведены лучшие здания. Питомцев школы называли не иначе, как «наши сталинградские соколы». На эту любовь горожан курсанты и весь личный состав школы отвечали отличной учебой и активным трудом па различных стройках и прежде всего на Сталинградском тракторном заводе, который является ровесником школы летчиков. В знак глубокого уважения и признательности заслуг воинов-авиаторов учебному заведению было присво- ено наименование: 7-я авиационная школа имени Сталинградского Краснознаменного пролетариата. Впоследствии школа была преобразована в училище и в годы войны эвакуирована в Сибирь. В разное время школу закончили известный советский военачальник, дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР, Маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий и бывший Главком ВВС Герой Советского Союза, Главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов. Павел Степанович дважды — в 4971 и 1977 годах побывал в нашем училище и оказал большую практическую помощь в дальнейшем совершенствовании обучения и воспитания курсантов — наследников боевой славы своих отцов и дедов, активных участников Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной войны питомцы училища имени Сталинградского Краснознаменного пролетариата стяжали заслуженную широкую славу. Первыми Героями Советского Союза в Великой Отечественной войне стали выпускники училища С. И. Здоровцев и М. П. Жуков, которым это звание было присвоено 8 июля 1941 года. Младший лейтенант С. И. Здоровцев таранил в ленинградском небе вражеский бомбардировщик, а младший лейтенант М. ГІ. Жуков в неравном воздушном бою сбил несколько вражеских самолетов.

Бывший курсант 7-й школы, в прошлом рабочий Сталинградского лесозавода имени Куйбышева, В. С. Ефремов проявил мужество и героизм в Сталинградской битве, а всего за годы войны он совершил триста сорок боевых вылетов, уничтожил тридцать шесть самолетов противника, много живой силы и техники врага, за что был удостоен звания дважды Героя Советского Союза. Бронзовый бюст героя сооружен в центре Волгограда на проспекте имени В. И. Ленина.

Героически сражались в огненном небе войны воспитанники этого авиаучилища В. Каменщиков, П. Величко, Р. Рябов, А. Кулиев, А. Габрилец, В. Кулагин, Н. Штукин,

В. Жилин и многие, многие другие.

За годы Великой Отечественной войны училище подготовило десятки полков летного состава. И не было ни одной крупной военной операции, в которой не принимали бы участие выпускники прославленного училища. Всего за годы Великой Отечественной войны четыре питомца училища удостоены звания дважды Героя Советского Союза и пятьдесят пять — Героев Советского Союза.

Свои героические традиции училище развивало и наращивало и в послевоенные годы, готовя высококвалифицированные летные кадры на земле сибирской. Стальные крылья и путевку в небо здесь получили летчики-космонав- ты Г. С. Титов и Б. В. Волынов. Вместе с Г. С. Титовым училище закончил генерал-лейтенант авиации Владимир Геннадьевич Шканакин, который с 1983 по 1985 годы был командующим ВВС Краснознаменного Сибирского округа.

Ветераны Барнаульского ВВАУЛ с глубокой благодарностью вспоминают этого требовательного, энергичного и взыскательного военачальника, оставившего заметный след в истории Барнаульского ВВАУЛ. Так же, как и Владимир Геннадьевич, многие другие выпускники училища имени Сталинградского Краснознаменного пролетариата и ныне командуют авиационными соединениями и частями.

Вторым предшественником Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков является Омское училище летчиков, сформированное в 1940 году. С мая 1940 года и до конца Великой Отечественной войны это учебное заведение называлось «Омская военная авиационная школа пилотов». До начала Великой Отечественной войны школа сделала два выпуска военных летчиков на самолетах СБ. В 1941 году школа расширилась за счет эвакуированных из Европейской части СССР Борисовской, Коростеньской и Харьковской авиашкол. За 1941 год она подготовила и послала на фронт тысячу сто шестьдесят два пилота, а всего за годы войны более двух тысяч пятисот летчиков на самолеты СБ, Пе-2. В послевоенные годы Омское училище готовило летчиков на самолетах Пе-2, а с 1951 года на ИЛ-28. Училище дало Родине двадцать восемь Героев Советского Союза, сотни выпускников награждены боевыми орденами и медалями. В Барнауле именами двух Героев Советского Союза, выпускников Омского училища летчиков — Ивана Васильевича I лушкова и Николая Михайловича Малахова — названы улицы. В годы Великой Отечественной войны командир авиационной эскадрильи майор И. В. Глушков выполнял задания разведывательного характера, наносил меткие бомбовые удары по оборонительным сооружениям врага как на переднем крае, так и в глубине его обороны. Им уничтожено около ста танков и автомашин, сбито несколько самолетов врага. В сентябре 1943 года И. В. Глушков за один вылет сфотографировал двенадцать аэродромов фашистов.

Экипажем самолета И. В. Глушкова была разведана оборона противника под Ржевом, Спас-Деменском, Гжатском, Жиздрой, Витебском и в других районах. Точные сведения воздушного разведчика помогли нашим войскам осуществить успешные операции по разгрому врага.

За отличное выполнение боевых заданий в борьбе с фашистскими захватчиками Иван Васильевич Глушков Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.

Мужественно сражался с немецко-фашистскими захватчиками и выпускник 1941 года Омской военной авиационной школы пилотов Николай Михайлович Малахов. На его счету сто двадцать два успешных боевых вылета на Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах.

13 апреля 1944 года группа самолетов, которую вел капитан Н. М. Малахов за три захода на цель под огнем зениток уничтожила свыше тридцати самолетов немцев. Штурмуя Сапун-гору, Малахов уничтожил артзаслон врага н тем самым помог нашим войскам ускорить прорыв к Севастополю на этом участке. Командование наградило его орденом Красного Знамени. В районе Орша—Борисов малаховская шестерка штурмовиков уничтожила вражеский эшелон, разбила железнодорожное полотно н сорвала гитлеровские планы контрнаступления. В районе Пильвишки в Литве во главе семи самолетов Малахов вступил в бой с превосходящими силами противника и лично сбил два самолета врага. Было их больше сорока.

Так бой за боем отважный летчик успешно справлялся с заданиями. Каждый пущенный снаряд и сброшенная бомба наносили большой урон живой силе п технике противника. Высокая боевая выучка и преданность Родине помогали выходить из трудностей.

29 июня 1945 года гвардии капитану Николаю Михаиловичу Малахову за мужество и отвагу в боях с немецко- фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая звезда.

Храбро сражались в небе войны питомцы Омского летного, Герои Советского Союза: Василии Петрович Борисов, Алексей Дмитриевич ІІерелаг, Иван Егорович Давыдов, Николай Игнатьевич Быстров, Николай Егорович Криволуцкий, Федор Васильевич Буслаев, Борис Иванович Лазаренко, Виктор Степанович Богуцкий, Николай Васильевич Кузнецов, Михаил Федорович Шатило, Иван Григорьевич Проскуряков и многие другие, подвиги которых будут вечно жить в умах и сердцах их внуков и правнуков — курсантов Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков, которые осваивают новую авиационную технику на тех же аэродромах, с которых совершали свои первые полеты курсанты военных лет.

Барнаульское ВВАУЛ гордится не только тем, что является наследником славных героических дел своих предшественников Сталинградского и Омского училищ летчиков, но н тем, что руководящий и летный состав созданного училища в значительной степени был укомплектован офицерами, выходцами из этих прославленных ВУЗов. Так, например, первый начальник Барнаульского ВВАУЛ, генерал- майор авиации Виктор Николаевич Филимонов в течение ряда лет обучал и воспитывал курсантов Омского училища летчиков. Выходцами из этого училища были заместители начальника Барнаульского ВВАУЛ полковники Дмитрии Николаевич Панкратьев я Валентин Александрович Челышев. Большой опыт п летную закалку в Омском летном получили политработники Барнаульского ВВАУЛ полковники В. П. Светличный, В. А. Алешков, А. И. Апанасенко, подполковник С. Е. Брусннцын, офицеры А. П. Загорулько, В. А. Коновалов, Е. И. Марушко, М. Г. Гайлиш, Г. П. Кононов, А. Е. Черепанов, В. II. Расторгуев, В. Б. Ткаченко, Н. В. Сыплевец, П. П. Поврезнок, А. И. Бычков.

Длительное время обучали летному мастерству и воспитывали курсантов Барнаульского ВВАУЛ и питомцы Сталинградского (Сибирского) училища летчиков подполковники В. А. Малько, В. П. Махалин, Ю. И. Кожевников, майор В. П. Житнев и многие другие.

Таким образом, Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков имени Главного маршала авиации Вершинина К. А. является прямым преемником и наследником славных дел и свершений Сталинградского (Сибирского) и Омского училищ летчиков. Оно унаследовало от своих предшественников и широко использует в воспитательной работе с курсантами их героику, в значительной степени учебно-материальную базу, а главное — опытные, хорошо подготовленные кадры летного, командного и политического состава. Некоторые из них вот уже 20 лет обучают и воспитывают курсантов в Барнаульском ВВАУЛ.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

  

Глава вторая. Растем и мужаем 

 

«За проявленные мужество и отвагу курсанта Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков Владимира Ананьина наградить именными часами «Полет» (из приказа командующего Сибирским военным округом).

Это произошло в октябре 1969 года. Рано утром курсантов первой авиационной эскадрильи разбудил сигнал подъема. Курсант В. П. Ананьин вместе со своими товарищами прибыл на аэродром. Командир эскадрильи подполковник Купстас улетел на разведку погоды. От результатов разведки зависело разрешение на учебные полеты, а полеты в этот день предполагались интересные, по маршруту, причем самостоятельные, на сей раз без инструктора.

Комэск вернулся. Полеты разрешены. Володя уже в самолете. Услышал в наушниках низкий голос подполковника Купстаса: «24-й, взлетайте»...

После полета полчаса отдыха. И снова полет. Второй полет курсанта Ананьина в это утро. Маршрут тот же, хорошо видны с заданной высоты ориентиры. Слушая радиообмен между аэродромом и самолетами, Володя знал, что метрах в двухстах сзади него летит инструктор лейтенант Останин. А вот сейчас слышит: взлетел его друг курсант Певень, затем Володин инструктор, лейтенант, ныне подполковник П. П. Горид. Володя летит первым по маршруту и в этом тоже есть свой праздник. Вот под крылом виднеется деревушка в несколько домов, вдали Иртыш. Володя следит за работой приборов... Что это?

Перед третьим поворотным пунктом маршрута глаза мгновенно зафиксировали падение скорости, стрелки поползли вверх. Решив, что «зазевался» и непроизвольно уменьшил обороты двигателя, Володя увеличил их до максимальных. Но стрелка указателя числа оборотов не сдвинулась с места, «обороты зависли», падает скорость, снижается высота.

С этой секунды, сообщив руководителю полетов подполковнику Купстасу о происходящем, переключил сознание на аварийный радиообмен. Впереди по маршруту озеро, лесополоса, деревня, поле, на котором работают комбайны, шоссе с насыпью, по которому идут машины.

С первого же курса курсант Ананьин понял, что учеба в военном училище не только требует от человека ума, предельной собранности, подтянутости, но выкристаллизовывает в нем то лучшее, что заложено в характере, натуре.

Этому способствовали и строжайший режим дня занятий, и безукоризненный порядок в казарме, учебных кабинетах, и даже та изысканность, с которой оформлена курсантская столовая. Но главное — взаимоотношения между курсантами, преподавателями. Они складывались по какому-то большому человеческому счету. И Володя научился сверять себя по нему ежедневно, ежечасно.

Стрелка указателя числа оборотов двигателя запрыгала. Володя услышал неравномерную работу, «хлопки» двигателя, почувствовал толчки корпуса самолета. Почти одновременно с приказом подполковника Купстаса о включении изолирующего клапана, рука Володи уже двинула вперед тумблер клапана. Автоматика топливной системы двигателя отключилась. Теперь все зависело от действий летчика. Володя до предела двинул вперед рычаг управления двигателем, но это не помогло, обороты падали...

Мысль о катапультировании Володя исключил сразу, ибо самолет мог упасть на деревню, на шоссе с шедшими по нему автомашинами, на комбайнеров, убиравших хлеб. Высота и скорость продолжали падать, и Володя, в каждое мгновение оценивая показания приборов, решил идти на вынужденную посадку. Он слышал, что ему приказывают сбрасывать подвесные баки с горючим, но баки уже летели вниз, ибо Володя еще до приказа принял это решение. С подвесными баками немыслимо идти на вынужденную, так как при посадке они могут взорваться. Володя сбросил и фонарь передней кабины. Спокойнее. Удалось обойти озеро. Мелькнула мысль садиться перед деревней, но это риск. Впереди дома. Значит, остается один путь: планировать налево, на поле. Самолет планирует, а на поле комбайны, люди. Володя отворачивает левее. Затем уже машинально рванул на себя стопкран, перекрыл доступ топлива в двигатель, остатки топлива сгорели. За самолетом образовался черный шлейф дыма, который создал видимость, как потом рассказывали колхозники, что самолет горит.

Курсант Ананьин садился в ста метрах от комбайнов. Коснувшись земли, самолет подскочил, снова сел, подняв столб пыли. «Живой! Сел!» — кричал, как потом рассказывали Володе, лейтенант Останин, чей самолет вновь пронесся над полем.

«Живой! Молодчина!» — кричали десятки людей, бегущих по полю навстречу Володе. Поняв, что произошло, они стали подбрасывать смелого молодого летчика в воздух, не давая ему опомниться. Вскоре он увидел подходящих к самолету майора Орлова и летчика-инструктора, который непосредственно обучал Володю Ананьина, лейтенанта Горида. Курсант приложил руку к головному убору, хотел доложить, но командир звена не дал ему говорить. Он крепко обнял курсанта и трижды поцеловал его.

Можно бы еще много рассказывать, как чествовали курсанта Ананьина, как он получал благодарности был награжден за проявленное мужество именными часами «Полет». Можно бы сказать, что, видимо, он достоин и большей награды.

Для нас важно другое. Комсомолец, курсант Владимир Ананьин вложил первый, один из главнейших фактов в свою биографию, обучаясь в училище. Ныне подполковник Ананьин Владимир Петрович, работая в летно-методическом отделе училища, сам обучает и воспитывает не только курсантов, но и опытных летчиков. Летчик первого класса, один из лучших летчиков-методистов, он постоянно совершенствует летное мастерство, является примером для новых поколений курсантов, приобретающих стальные крылья и путевку в небо в Барнаульском ВВАУЛ.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

 

 

Во второй половине шестидесятых годов авиация в нашей стране начала бурно развиваться. Особое значение придавалось сверхзвуковым самолетам. Сложность авиационной техники, насыщенность ее радиоэлектроникой, различными автоматическими устройствами привели к тому, что уровень знаний авиационных кадров, особенно летных, начал отставать от развития авиатехники.

Коммунистическая партия и Советское правительство в конце пятидесятых и в шестидесятые годы, пересмотрев систему подготовки военных кадров, приняли решение о создании в стране высших военно-учебных заведений, в том числе и высших военных авиационных училищ летчиков.

В это время, наряду с переводом бывших средних летных ВУЗов на положение высших, создаются новые ВУЗы, среди которых и Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков.

Формирование управления училища началось с ноября 1966 года. Предшественники училища продолжали работать на прежней учебно-материальной базе, что создавало опре- деленные трудности.

Во-первых, все служебные помещения и учебные классы были полностью задействованы и на первых порах не было никакой возможности их высвободить для ремонта и подготовки к размещению училища.

Во-вторых, весь жилой фонд был занят и прибывающих офицеров, а также их семьи пришлось размещать в гостиницах города. И в-третьих, первый из руководящего состава — начальник штаба училища подполковник Габдрахманов Шамиль Хабибович, активный участник Великой Отечественной войны, кавалер шести боевых орденов и многих медалей, летчик первого класса, прибыл только 25 ноября 1966 года, а офицеры на вакантные должности начали прибывать гораздо раньше. Первыми в училище прибыли командир роты связи майор И. Ф. Коваленко и начальник физической подготовки и спорта капитан Б. И. Катаев.

Учитывая все это, командующий авиацией Сибирского военного округа генерал-лейтенант авиации Дмитрий Тихонович Никишин поручил автору этой книги, в то время старшему инструктору политотдела по пропаганде и агитации, майору М. В. Ермольчику принимать, регистрировать и размещать прибывающих для прохождения службы в училище офицеров. Полковник П. Е. Сергаев для оказания мне практической помощи выделил одного сержанта и одну комнату в штабе второго батальона, которым в то время командовал подполковник В. Д. Полионов, впоследствии перешедший в училище на должность старшего преподавателя кафедры авиационной техники.

По указанию Алтайского краевого комитета партии для размещения офицеров училища и их семей был отведен второй этаж гостиницы «Дом колхозника» и несколько десятков комнат в других гостиницах города. Часть офицеров размещалась в двухэтажном здании в военном городке, ныне гостинице Барнаульского ВВАУЛ. К концу декабря 1966 года в училище было уже двадцать восемь офицеров, и том числе, кроме начальника штаба: заместитель начальника училища по летной подготовке полковник Дмитрий Николаевич Панкратьев, начальник тыла подполковник Владимир Степанович Украинский, начальник учебно-летного отдела подполковник Владимир Анатольевич Ефремов, начальники кафедр подполковники Михаил Васильевич Земчихин, Алексей Моисеевич Ходарковский, старшие преподаватели майоры Израиль Моисеевич Зельман, Степан Яковлевич Чуриков, начальник отделения кадров майор Николай Михайлович Лебедев и некоторые другие. Новый 1967 год встречали в краевом Дворце пионеров в торжественной обстановке на высоком организационном уровне. 

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

Глава вторая. Растем и мужаем 

 

Был последний в этот день полет в зону. Курсант третьего курса Александр Бондарев успешно выполнил задание. Виражи с креном тридцать — сорок пять градусов, полет по прямой и разворот на одном двигателе, нисходящая спираль с креном тридцать градусов — упражнения эти были уже знакомы, и он повторял их, чтобы закрепить приобретенные навыки.

«Чисто отработал! — заметил по самолетному переговорному устройству штурман, лейтенант Вольдемар Миллер, выполнявший роль командира экипажа — Берем курс на аэродром».

Александр любил небо. Ему всегда не терпелось окунуться в его прозрачную глубину. Сколько бы ни летал,

привязанность его к Пятому океану не ослабевала. Напротив, это чувство, наполняясь конкретным содержанием, становилось рельефнее, сильнее. И небо он сравнивал с прохладным живительным родником в жару: чем больше из него пьешь, тем больше пить хочется.

Самолет взял курс на аэродром. Бондарев вошел в круг и в установленном месте выпустил шасси, и когда на приборной доске вспыхнули три зеленые лампочки, начал заход на посадку. И вдруг раздался голос воздушного стрелка-радиста Виктора Ситникова: «Колесо левой стойки шасси стоит не по оси полета! Оно развернулось влево на тридцать градусов». «Вот это задача», — подумал Александр. Вначале надо трезво разобраться в обстановке. Был же случай, когда его нервы чуть не сдали. Вот так же, как сегодня, выпустил шасси, а заветные зеленые лампочки не загорелись. Тогда ему было стыдно перед руководителем полетов, который сразу определил, что он забыл включить один из тумблеров.

Александр проверил положение крана выпуска шасси, давление баллона сжатого воздуха. Каких-либо отклонений не обнаружил и тогда доложил о случившемся руководителю полетов.

«Пройдите второй круг, — послышался спокойный голос командира эскадрильи майора А. Н. Гончаренко, — повторите выпуск шасси».

Повторный выпуск шасси положение колеса не изменил. «Уберите шасси и пройдите на безопасной высоте над стартом», — услышал он приказ майора.

Александр переключил кран. С приборной доски на него уставились три «глазка»: два красных и один зеленый. Неужели левая стойка не полностью встала на место? Догадку подтвердил Ситников: «Левая стойка приоткрыта». «Уходите еще на один круг», уверенно и успокаивающе распорядилась земля.

Земля жила напряженным ожиданием. Бомбардировщик, набрав высоту, кружился над аэродромом. Но как посадить его с неисправным шасси? Этот вопрос в одно мгновение стал самым главным для экипажа, руководителя полетов и летчика первого класса подполковника В. С. Чайченко, прибывшего на командный пункт.

В баках самолета оставалось топливо, следовательно, в запасе было еще время. На командном пункте офицеры В. С. Чайченко и А. Н. Гончаренко, не сговариваясь, взвешивали все «за» и «против». Оба отлично понимали, что единственным человеком, способным спасти бомбардировщик и его экипаж, был курсант Александр Бондарев. Но хватит ли у него выдержки, веры в технику и, наконец, в богатый опыт своих командиров?

Майор А. Н. Гончаренко запросил мнение экипажа. Высказать его предстояло летчику-курсанту. Для Александра Бондарева наступил самый ответственный момент. Он решал не только за себя. За лейтенанта В. Миллера, за воздушного стрелка-радиста В. Ситникова.

«Что предложить? — сверлила мозг навязчивая мысль,— Оставить боевую машину и тем самым спасти жизнь? А не малодушие ли это? Да, конечно. Но что делать?»

Что бы ему сейчас сказал Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Иван Андреевич Куличев, который не так давно выступал перед ними? Что посоветовал бы? Видимо, прежде всего, быть хладнокровным, как Володя Ананьин. А еще довериться опыту руководителя полетов: майор А. И. Гончаренко окончил Военно-Воздушную академию имени Гагарина, сам летал отлично, был летчиком-инструктором.

Самолет управляем, еще есть топливо, если все же посадить машину не на фюзеляж, если...

От одной этой мысли на лице выступила испарина, но голос курсанта, услышанный на командном пункте, не выдал его волнения: «Прошу разрешения произвести посадку на шасси»...

Решение принято всем экипажем (Александр по внутренней связи сообщил штурману и воздушному стрелку- радисту о выбранном варианте приземления).

«Посадку разрешаю, — немного погодя прозвучал в шлемофоне пилота спокойный голос майора А. Н. Гончаренко,— четко выполняйте команды!»

Самолет сделал последний заход над аэродромом, и по приказу с командного пункта Александр Бондарев выключил двигатели, аварийно обесточил аккумуляторы и уверенно повел машину на посадку. Земля росла с каждой секундой, долей секунды. С командного пункта звучали команды: «Выравнивайте. Перед касанием земли дайте правую йогу, но сразу не тормозите, ловите момент, когда опустится переднее колесо». Впервые Александр испытывал неприятное чувство встречи с землей. А она неумолимо неслась навстречу. В этот же миг почувствовал привычный толчок. Какую-то сотню метров бомбардировщик бежал почти нормально, а потом его резко повело в сторону. Александр тут же увеличил усилие на правый тормоз и потянул штурвал на себя.

Так и сидел он с крепко прижатым к груди штурвалом, пока над самолетом не развеялись клубы рыжей пыли. К месту посадки бежали те, у кого на глазах было проявлено высокое самообладание. Машина не получила ни одного повреждения, если не считать изорванной в клочья покрышки левого колеса. Александр перевел взгляд туда, откуда он только что возвратился.

За самоотверженный поступок командующий авиации Сибирского военного округа генерал-лейтенант авиации И. А. Куличев наградил летчика-курсанта А. Бондарева и лейтенанта В. Миллера ценными подарками — часами «Командирские», рядовой В. Ситников поощрен краткосрочным отпуском с выездом на родину, майору А. ГІ. Гончаренко объявлена благодарность.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

 

Глава вторая. Растем и мужаем 

 

Период с 1968 по 1971 год занимает особое место в истории училища. За эти годы сформированы все подразделения училища, освоены и приступили к ритмичной летной работе коллективы авиаторов под руководством офицеров С. М. Антонкина, И. П. Блощенко, А. Д. Дунаковского.

В ноябре 1971 года была осуществлена передислокация подразделений, летавших на учебных самолетах Л-29. Вопросами передислокации и обустройства на новом месте руководили полковник Алексей Емельянович Лимарев, подполковник Александр Степанович Демидов, подполковник Илья Давыдович Фейгельсон.

Авиаторы, летавшие на самолетах ИЛ-28 под командованием полковника В. С. Чайченко и подполковника В. И. Светличного, также освоили новое место базирования.

14 сентября 1970 года гул реактивных турбин приковал внимание жителей одного из городов Алтая. В этот день начальник училища генерал-майор авиации В. Н. Филимонов, командующий авиацией СибВО генерал-лейтенант авиации И. А. Куличев и ветеран Великой Отечественной вой- ный, старейший партийный работник Алтайского края товарищ Е. Е. Парфенов принимали самолеты ЯК-28, перелет которых возглавлял подполковник А. Д. Дунаковский.

В годы Великой Отечественной войны военный летчик И. А. Куличев водил в бой ИЛы. Они штурмовали гитлеровские колонны, бомбили вражеские объекты. Высоким мастерством, мужеством и храбростью прославился И. А. Куличев на фронте. За это Родина удостоила его звания Героя Советского Союза. В послевоенный период летчик-ветеран продолжал совершенствовать свое боевое мастерство. За особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную Лётную работу в авиации Советских Вооруженных Сил Указом Президиума Верховного Совета СССР генерал-лейтенанту авиации И. А. Куличеву было присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР».

Командующий часто бывал в авиационных подразделениях училища, глубоко вникал в ход формирования училища, организацию и проведение боевой и политической подготовки, жизнь и учебу курсантов. Нередко генерал, умудренный опытом, рассказывал личному составу как сражались в годы войны советские летчики старшего поколения, проявляя исключительное мужество и высокое мастерство.

Вот и сейчас, когда старший авиационный командир, подполковник А. Д. Дунаковский доложил командующему о приземлении последнего самолета ЯК-28, И. А. Куличев поставил перед ним конкретные задачи по вводу в строй летного состава и подготовке к обучению курсантов выпускного курса.

Наряду с решением задач по формированию и вводу в строй летного и инженерно-технического состава, в эти годы уделялось исключительно большое внимание строительству служебных и жилых помещений для училища. 5 января 1968 года началась закладка фундамента под учебный корпус учебно-летного отдела, несколько позже — четырехэтажного жилого корпуса для курсантов. Строительство осуществляла мощная строительная организация Барнаул-жилстрой. Все вопросы, связанные со своевременным и высококачественным строительством объектов для управления и подразделений училища, оперативно рассматривались на заседании бюро краевого комитета партии, на совещаниях краевых, городских и районных Советов депутатов трудящихся. Над училищем с самого начала взяли шефство коллективы трудящихся многих предприятий и учреждений Алтайского края: ордена Ленина завод транспортного машиностроения, Славгородского химического завода имени Г. С. Верещагина, моторного завода, управления «Главзап-сибстрой», завода «Геофизика», Алтайской опытной станции садоводства, государственных политехнического, педагогического и сельскохозяйственного институтов.

В свою очередь командование, партийные и комсомольские организации училища, отмечалось на первой комсомольской конференции, состоявшейся 10 января 1968 года, помогали городским и районным партийным и комсомольским организациям вести оборонно-массовую работу: личный состав шефствовал над восемью средними общеобразовательными школами и училищами профтехобразования. Более шестидесяти воинов-авиаторов руководили, в школах города кружками.

Решением краевого комитета ВЛКСМ в год 50-летия Советских Вооруженных Сил и 50-летия Ленинского комсомола для награждения лучших воинских коллективов было учреждено переходящее Красное знамя и ежегодное присуждение стипендий имени Алтайского комсомола лучшим курсантам, комсомольцам-активистам.

В октябре месяце па собрании комсомольского актива секретарь крайкома ВЛКСМ товарищ В. А. Сафронов вручил это знамя за достигнутые успехи в социалистическом соревновании в честь пятидесятилетия Ленинского комсомола коллективу авиаторов, где командиром был подполковник С. М. Антонкин.

Первыми стипендиатами Алтайского комсомола стали комсомольские активисты, отличники боевой и политической подготовки, курсанты второго курса Сергей Булгаков и Александр Казанцев.

В последующие годы высокой чести носить звание стипендиатов Алтайского комсомола удостаивались комсомольские работники учебных рот и батальонов, отличники боевой и политической подготовки курсанты А. Н. Коробов, П. Б. Безносюк, Ю. А. Кузнецов, Ё. А. Кузнецов, С. И, Ольховский, А. И. Мансуров, С. В. Рогачев, В. П. Чалых, В. ГІ. Полежаев, Е. Е. Мозжилин, П. С. Мелехин, А. И, Гусев, О. Н. Волобуев, А. С. Ванеев, В. Г. Московцев, И. И. Козлов, 10. В. Агафонов. 

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

 

Глава вторая. Растем и мужаем 

 

В широкой алтайской степи, устремясь взлетно-посадочной полосой прямо в небо, раскинулся аэродром. В воздухе, пахнущем весной, стоял нескончаемый гул. Один за другим стартовали самолеты. В этот день поднял свою машину и летчик-инженер, коммунист Виктор Васильевич Мережко — делегат XVI съезда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи.

Я был знаком с Виктором Мережко и много слышал о нем от его товарищей, политработников и командиров. Разные люди говорили о молодом авиаторе по-разному, но с большим уважением.

Летчик-инженер. Наш комсомольский вожак. В часть пришел недавно, сразу же после окончания училища, но летает смело и уверенно. Собеседник приятный. Хваткий парень. Скромный. Немногословный. Женат. Растет сын Валерка.

Когда разговор заходил о делах эскадрильи, сослуживцах, о планах на будущее, Виктор сразу же оживлялся.

Дела шли хорошо, эскадрилья соревновалась за звание отличной. Каждый второй авиатор стал отличником боевой и политической подготовки, каждый третий освоил смежную специальность. Большой многонациональный коллектив работал дружно, с душевным подъемом, особым старанием.

И в этом немалая заслуга комсомольского секретаря Виктора Мережко.

Родился Мережко в нелегком сорок четвертом. Отец, Василий Владимирович, воевал где-то на Западном фронте. Мать, Прасковья Андреевна, с утра до вечера работала на кирпичном заводе. Надо было кормить семью. А она была немалая — пятеро мальчишек, да две девчонки. Виктор, когда подрос, заинтересовался стремительным полетом краснозвездных птиц и завидовал тем, кто поднимал их в голубое небо. Аэродром ГВФ, что находился неподалеку от села, был постоянным объектом его детского любопытства.

Быть может и родилась тогда мечта стать летчиком. Вместе с братьями Виктор часто ездил в гости к авиаторам, а несколько лет спустя пришел на аэродром как хозяин.

Он стал работать авиамотористом, постигая азы авиационной науки, вынашивая мечту самому подняться в небо. Беспредельно высокое и голубое, оно звало его. Юноша поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца. После успешного окончания диплом и нагрудный знак Виктору Мережко, как и другим молодым летчикам-инженерам, вручил прибывший в училище по случаю юбилейного выпуска заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза полковник Г. К. Мосолов.

В 1967 году в числе двадцати пяти выпускников этого училища он прибыл в Барнаульское ВВАУЛ. С ним вместе прибыли его боевые товарищи Антон Бабяк, Иван Рурич, Анатолий Жильцов.

Подполковник И. И. Рурич и поныне служит в училище. За двадцать лет летной работы он подготовил сотни высококвалифицированных летчиков. Иван Иванович возглавляет штурманскую службу училища. Коммунисты управления училища избрали его секретарем партийной организации.

Оглядываясь на двадцатилетний срок службы в училище, он с теплотой вспоминает лейтенантские годы и своего товарища Виктора Мережко.

«Виктор, — вспоминает И. И. Рурич, — готов был к трудностям и не страшился их. Упорно занимался, советовался с нами и старшими. Ему, как и нам, помогали запас знаний и советы подполковника Сергея Михайловича Антонкина — первого нашего командира, принципиального, до педантичности точного и справедливого».

Первые полеты на новом месте службы прошли успешно. Чуть позже лейтенант Мережко был поощрен командованием училища за успешное выполнение задач на учениях СибВО. Его фотография была занесена на доску почета.

По его инициативе на одном из комсомольских собраний решено было, сделать авиационный городок образцовым, соорудить в его центре спортивный комплекс, создать аллею героев-авиаторов, посадить деревья. Вскоре эти планы были осуществлены.

Вот так и вошел в коллектив молодой офицер Виктор Васильевич Мережко со своими идеями и мечтами и был принят сразу, потому что его общительный и добрый характер, чистосердечность и человеколюбие раскрылись в первые же дни и вызвали симпатию сослуживцев. Позднее он стал партийным вожаком.

Иван Иванович, будучи в то время его командиром звена, так характеризует В. В. Мережко: «Он прост, приветлив и добр. С ним было легко работать. Его энергия, убежденность вдохновляли. Искренность рождала доверие. Там, где был Виктор, были бодрость, улыбки, откровенный разговор. Тянулась к нему молодежь за его уважительное отношение к труду, к летной работе, за любовь его к авиации и за горячее желание передать свою влюбленность окружающим».

В его самозабвенном стремлении отдать себя делу до конца, в готовности вступить в единоборство с любыми трудностями, люди видели пример.

Ветераны Барнаульского военного авиационного училища летчиков гордятся тем, что в их боевых шеренгах был такой замечательный летчик-инструктор, старший лейтенант Виктор Мережко, молодой коммунист, настоящий комсомольский вожак, делегат XVI съезда ВЛКСМ. В настоящее время В. В. Мережко продолжает службу в одной из частей Военно-воздушных сил в звании полковника.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

 

Поддержать сайт

logo1Поддержать сайт можно через мобильный Сбербанк на номер телефона +79117638566 Жигалов Евгений Павлович.

Заранее Спасибо! 

Евгений Жигалов.

Яндекс.Метрика