• Фото 9
  • Фото10
  • Фото11
  • Фото 12
  • Фото 13
  • Фото14
  • Фото 15
  • Фото 16
  • Фото 17
  • Фото 18
  • Фото 19
  • Фото 20
  • Фото 21
  • Фото 22
  • Фото 23
  • Фото 24
  • Фото 25
  • Фото 26
  • Фото 27
  • Фото 1

Недавно зарегистрированные

Кто на сайте

Сейчас 3469 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • bulat

FAQs

 

Глава восьмая. Наши питомцы

В. П. Ананьин, подполковник старший летчик-методист 

 

О наборе курсантов в Барнаульское ВВАУЛ я узнал из газет. И поскольку военкомат, в котором я состоял на учете как допризывник, рекомендовал поступать в авиационно-техническое из-за отсутствия разнарядки в летное, то поступал я в училище свободным набором. Написал заявление на имя начальника полковника Филимонова и пришел с ним в приемную комиссию. Зачислили абитуриентом и поместили в казарму, как раз в ту, где размещается сейчас штаб училища. Это здание только что покинули солдаты размещавшегося здесь ранее ШМАС. Двухъярусные кровати, подушки, набитые соломой, побитые стекла в окнах. Поступающий контингент был весьма многочисленный, в столовой питались в несколько смен. Я входил в самый последний 23-й взвод и было нас человек 40—50. Времена были другие, профессия военного летчика была в почете.

Каждый день на общем построении зачитывались списки отчисленных, достаточно сказать, что из моего взвода поступило человек 7—8. Очень жесткая была медицинская комиссия. Получил, к примеру, на сквозняке в казарме насморк, врач ЛОР говорит: «Затемнение на снимке, если не устраивает заключение, делай пункцию». Таких было немало, направление в руки и в горбольницу на пункцию. Короче, врачей прошел, экзамены осилил и в день Воздушного флота СССР 18 августа 1967 года я стал курсантом.

Азы армейской жизни нам преподавали вчерашние солдаты, младшие командиры, одним из которых был и будущий Герой Советского Союза, вице-президент РСФСР, младший сержант Руцкой А. В., в одной авиационной эскадрилье с которым я прослужил все четыре года.

Традиций в училище еще не было, традиции только складывались. Командирами взводов были совсем юные лейтенанты — выпускники Бакинского высшего общевойскового училища, все они в прошлом еще и суворовцы. В строевом отношении, как командиры, они были подготовлены хорошо, отлично знали иностранные языки.

В жизни училища с нашим набором связано все первое и, может быть, поэтому самое запоминающееся. Я помню, как нас переодели в военную форму, и офицеры, служащие училища при встрече останавливали, поздравляли. Дисциплина в курсантских подразделениях всегда была высокой, к сержантам обращались только на «Вы», распорядок дня был всегда неизменен. Примечательно для того времени, что вечерние прогулки зачастую проходили по улицам города и обязательно с песней. Курсанты это мероприятие выполняли охотно — вокруг училища сплошные общежития студентов и уж мы демонстрировали себя во всю мощь.

Учебный отдел представлял собой несколько бараков, в далеком прошлом конюшен, которые и сейчас еще стоят и используются как склады. Новый корпус только размечался, и чтобы расчистить площадку, нашими руками в свободное от учебы время разрушались склады, хранилища, стоящие по проспекту Комсомольскому. Поработать на стройке нашему курсу, да и последующему, пришлось немало. Однако, вместе с тем надо отметить, что к нам, к первому набору, отношение было доброе, бережное. К занятиям на специальных кафедрах относились особо, оценок ниже «хорошо» не признавали ни мы, ни наши учителя. Преподаватели учились вместе с нами и ведь большинство из них в высшей школе не работали раньше.

Учебная база создавалась параллельно с учебным процессом. Сейчас трудно поверить в это, но газовки двигателя М-701 проводили прямо на территории училища между корпусами. Не было в то время, конечно, и такой спортивной базы, а были приспособленные для этих целей казармы. Бегали и прыгали в проходе между кубриками. В то же время «500 сибирских километров» за зиму должен был пробежать на лыжах каждый.

Начинали свою первую летную практику курсанты в Славгородском полку на аэродромах Бурла и Славгород — Южный. Летно-инструкторский состав к маю 1969 года был уже собран и подготовлен. Рядовой состав — летчики, выпускники 1967—1968 годов Харьковского ВВАУЛ, командиры звеньев и выше представляли всю «географию» летных вузов. Аэродромы того времени — это грунтовые полосы без каких-либо построек. Степная зона диктовала свои условия. Все помещения представляли собой землянки, зимой все это заметалось снегом и только торчащие трубы обозначали это своеобразное жилье.

Летать начинали в середине мая, когда подсыхал грунт. Если в Славгороде, на основной базе условия были обычные, то в Бурле мы размещались прямо в центре села в одном из покинутых помещений бывшей больницы, летный состав снимал дома, жили звеньями. Питались в совхозной столовой на краю села, территории лагеря по сути дела не существовало.

На фоне всех этих трудностей полеты воспринимались за великое благо. Летали много, по нынешним меркам даже слишком. Что характерно, вывозная программа у нас была значительно короче, чем у нынешних курсантов. Не все, конечно, освоили самолет Л-29, но те, кто прошел, успешно летали в дальнейшем и на Ил-28, и на Як-28.

Прошло 20 лет, и можно определенно сказать, что первый выпуск отмечает долголетие в летной работе, выдающиеся успехи отдельных его представителей. Возможно, причиной тому было качество отбора, а возможно и те условия, в которых пришлось учиться, и те люди, что нас воспитывали.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

Глава четвертая. К новым высотам

В интересах дальнейшей интенсификации учебного процесса

Поднять качество профессиональной подготовки курсантов на уровень, соответствующий современным требованиям— одна из главных задач училища.

Выпускники сегодняшнего дня, наряду с профессиональной, должны обладать основательной общественно-политической подготовкой, современным экономическим мышлением, навыками управленческой, организаторской и воспитательной работы, активными методами использования электронно-вычислительной техники применительно к профилю своей деятельности, высокой общей культурой. Их должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь, Именно с этих позиций командование Барнаульского ВВАУЛ рассматривает все вопросы перестройки и деятельности своего вуза.

Основные направления дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса были изложены в докладе начальника училища генерал-майора авиации В. Д. Позднякова «Итоги 1990 года и задачи на новый учебный год». Их сердцевиной является интенсификация теоретической и летной подготовки курсантов с учетом специфики их будущей службы в боевых частях.

Дальнейшее повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процессу, усиление борьбы с послаблениями и упрощенчеством неотделимы от улучшения профессиональной подготовки преподавательского состава.

За последние три года шесть преподавателей защитили кандидатские диссертации, семь офицеров продолжают соискание ученых степеней, причем, впервые за всю историю училища, полковник Дорофеев Виктор Александрович и подполковник Авдеев Евгений Николаевич работают над докторскими диссертациями. Прошли обучение на академических курсах при военных академиях и факультетах повышения квалификации около сорока человек.

Совершенствование профессиональной подготовки преподавателей осуществляется в системе командирской подготовки, а также на учебно-методических сборах, инструкторско-методических, открытых и показных занятиях. Этому способствуют методические совещания и конференции, проводимые в масштабе училища, учебного отдела и кафедр.

В процессе учебы преподаватели углубляют знания, получают советы и рекомендации по организации, проведению и материальному обеспечению занятий, а также обретают умение применять при обучении курсантов наиболее эффективные приемы и методы.

Интенсификация учебно-воспитательного процесса немыслима без наличия добротной учебно-материальной базы. Благодаря творческим поискам и усилиям преподавателей на кафедрах конструкции и эксплуатации авиационной техники, аэродинамики и динамики полета, авиационного радиоэлектронного оборудования и других значительно обновлены и усовершенствованы учебные классы, наглядные пособия, электрофицированные стенды, тренажеры, макеты техники и т. п.

Успешно внедряются в учебно-воспитательный процесс средства современной информатики и вычислительной техники. Инициатором в этом деле выступила кафедра АРЭО. Она имеет опыт применения программируемой электронноклавишной машины типа «Искра-226».

Еще в 1986—1987 учебном году кандидатом физико-математических наук майором И. В. Левкиным и кандидатом технических наук подполковником М. П. Пасека впервые читался курс «Основы устройства и применения вычислительной техники», рассчитанный на 60 часов. Имея в наличии одну персональную ЭВМ и пять программирующих микрокалькуляторов, преподаватели И. В. Левкин и М. П. Пасека столкнулись с трудностями представления машинного времени, необходимого курсантам для приобретения практических навыков работы на ЭВМ и микрокалькуляторах. Это положение усугубилось еще тем, что отсутствовала учебная литература по данной дисциплине. Пришлось параллельно с проведением занятий создавать лекционный фонд и методическую документацию для преподавательского состава, писать и издавать учебные пособия для курсантов.

Под непосредственным руководством доцента кандидата технических наук полковника В. Д. Жадобина на кафедре была разработана система контроля знаний каждого курсанта по каждой теме, создан консультационный пункт по вычислительной технике и программированию.

Были разработаны и подготовлены более двухсот слайдов и два альбома схем. При кафедре работает кружок военно-научного общества курсантов, которые активно трудятся над созданием библиотеки программ, используемых в вычислительной технике.

Применение электронно-вычислительной машины «Искра-226» позволило в определенной степени интенсифицировать методическую работу преподавателей.

Было создано автоматизированное рабочее место преподавателя путем внедрения программы «Методист ОУиПВТ», (основа устройства и применения вычислительной техники), что позволяет быстро и эффективно создавать методическую документацию, размножать ее в необходимом количестве и, что самое, ценное, непрерывно ее совершенствовать.

По указанию командующего ВВС в учебном отделе проводилась научно-исследовательская работа, направленная на применение ЭВМ. в управлении подразделениями училища.

Изучен вопрос использования ЭВМ «Искра-226» и стандартного программного обеспечения «Велобод» для организации учета и анализа характеристик курсантского состава.

Была создана соответствующая программа «АСС курсант», опробован пробный пример по ее применению и выработаны рекомендации по ее дальнейшему использованию.

Реализован ряд частных задач по автоматизации планирования летной подготовки курсантов (программа «Аэродром») .

В настоящее время разработаны новые программы и тематические планы по дисциплинам: «Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолетов», «Основы электротехники, радиоэлектроники и автоматики», «Основы вычислительной техники». В программах основной упор сделан на введение активных видов занятий с курс антами.

В процессе преподавания дисциплины «Основы вычислительной техники» майор Левкин И. В. и преподаватели его ПМК подполковник Максимов В. К., майор Бранец А В. творчески, с большой заинтересованностью используют дисплейные классы. В них средства ЭВТ применяются для проведения оперативного контроля знании курсантов; иллюстрации лекций и групповых занятий; сбора информации об успеваемости курсантов; самостоятельной работы курсантов с помощью обучающих программ.

Начиная с 1990 года, средства ЭВТ стали применяться в учебном процессе при изучении основ электротехники, радиоэлектроники и автоматики. Более двух лет кафедра АРЭО совместно с кафедрой КЭАТ проводят комплексные практические занятия на аэродроме.

Отрадно, что в этой работе наряду с кафедрой АРЭО активное участие принимают преподаватели кафедры аэродинамики подполковники Яковенко В. П., Калямин В. В., Ганжа В. Г., Ткач Л. А. и другие. Если в 1987—1988 гг. на кафедре интенсивно внедряли в учебный процесс програмируемые микрокалькуляторы типа МК-52, а затем совершенствовали методику преподавания с использованием ЭВТ и внедряли новые формы обучения путем активизации обучения курсантов по методике В. Ф. Шаталова, то с 1989 года началось интенсивное внедрение в учебный процесс ЭВТ более высокого класса типа «Искра-226», «СМ-1420», позднее ДВК-3.

В настоящее время идет отработка вариантов вопросов, отладка обучающе-контролирующих программ и совершенствование методики использования ЭВМ на занятиях.

Использование ЭВТ проводится в два этапа: I этап — это применение ЭВТ тина МК-52 на 1 и 2 курсах с целью активизации обучения курсантов при изучении вопросов дисциплины; 2 этап — применение ЭВТ "более высокого класса по практической аэродинамике на 2, 3 и 4 курсах.

Интенсификация учебного процесса с помощью ЭВТ проводится также на кафедрах самолетовождения, тактики ВВС, ВПАВ, физики и иностранных языков.

Активные формы обучения курсантов с помощью ЭВТ и других технических средств широко используют преподаватели полковники Терлецкий С. И., Баштовой В. И. Дорофеев В. А., Редин Б. М., подполковники Ермолов В. А., Федулов Б. А., Крапивин В. Н., Федосимов Н. П., Костин А. А., Жигалов Е. П., Романишин А. Е., Шарапов Ю. И., Верба Н. Н., Балакин Н. В., служащие Советской Армии Неженцев В. П., Черненкова Т. М. Костина Г. Г., Тимашова Л. И., Локтева Г. П., Апасенко А. И., Чернорот Ю. Ф. и многие другие.

На основе обобщения передового педагогического опыта в училище издаются научно-методические сборники, что способствует внедрению прогрессивных форм и методов обучения курсантов. С 1984 года работает научно-технический семинар по перспективным методикам обучения и внедрению электронно-вычислительной техники в учебный процесс. Этому способствует созданный на базе ЭВМ «СМ-1420» вычислительный центр и на базе персональных ЭВМ два класса вычислительной техники.

Постоянная работа командования училища, преподавательского состава по внедрению в учебный процесс прогрессивных методов обучения способствует прочному усвоению курсантами теоретических и специальных знаний на всех курсах. Это подтверждают отличники учебно-боевой подготовки курсанты: Фролов В. А., Похиленко С. Н., Прокопьев С. Ю., Солдатов М. А., Кукла С. В., Савицкий О. В., Брюханов А. В., Пантелеев А. А., Вдовиченко С. А., Кабанов Р. В., Панфилов Г. Ф., Карбовский В. В., Рыхторов Е. А., Животков М. Е., Цыганков Ю. А., Неупокоев И. В., Шатилов С. А., выпускники 1991 года, окончившие училище с отличием лейтенанты: Горбаченко А. В., Иванов С. П., Толкачев А. К., Усинян А. В., братья-близнецы из Горного Алтая Плотников В. Я. и Плотников С. Я.

В акте Государственной экзаменационной комиссии но итогам двадцать первого выпуска курсантов Барнаульского ВВАУЛ записано: «Состояние учебно-воспитательного процесса в училище позволяет решать на должном уровне задачи по подготовке летчиков для ВВС СССР. Курсанты - выпускники в технике пилотирования и боевому применению подготовлены на «хорошо» и «отлично»), обучены правильной методике самостоятельной подготовки к полетам, действиям в усложненной обстановке, анализу качества выполнения полета. Выпускники обладают достаточным уровнем тактического мышления, способны решать задачи по подготовке к боевому вылету, управлять экипажами и подразделениями в различных условиях обстановки». 

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

 

Глава вторая. Формирование и развитие учебных авиационных полков и обслуживающих их частей

 

Из истории каменского полка

14 сентября 1970 года гул реактивных турбин приковал внимание трудящихся города Камеиь-на-Оби. В этот день начальник училища генерал-майор авиации В. Н. Филимонов, командующий авиацией СибВО генерал-лейтенант авиации И. А. Куличев и первый секретарь Каменского горкома КПСС Е. Е. Парфенов принимали первые самолеты ЯК-28.

Полк сформирован в г. Купянске Харьковской области в период с 5 по 12 октября 1969 года на базе 2-х авиационных эскадрилий самолетов ЯК-28. Его первыми руководителями были:

командир полка — подполковник Дунаковский А. Д.

зам. командира полка но политчасти — майор Янгуразов Т. Э.

начальник штаба — майор Чечуков А. Я.

Перебазирование личного состава и авиатехники с аэродрома Купянск на аэродром Камеиь-на-Оби производилось в два эшелона:

- воздушного в периоде 14, по 26.сентября 1970г.

- наземного с 28 сентября по 4 октября 1970 г.

Головные двенадцать самолетов ЯК-28 поднялись в воздух 14 сентября 1970 года. Первым на аэродром Камень-на-Оби приземлился самолет бортовой номер 32 с экипажем в составе командира полка подполковника Дунаковского А. Д. и штурмана звена ст. лейтенанта Доброго Э. С. Затем совершили посадку и другие экипажи.

Остальные группы перелетели с трехдневным интервалом.

20 сентября 1970 г. последний самолет ЯК-28 № 36 поднял в воздух майор Горелик А. Г.

В 1970 году были сформированы первые парторганизации (управления и 1-й АЭ). Количество коммунистов составляло 63 человека. Секретарями избраны офицеры: майор Яковенко А. Н., ст. лейтенант Добрый Э. С.

Кроме этого создана комсомольская организация с правами первичной 1-й АЭ в количестве 118 человек, секретарем бюро ВЛКСМ избран ст. лейтенант Бокач, секретарем комитета ВЛКСМ ст. лейтенант Непогодов Ф. Г.

Первые, полеты начались зимой 1970 года силами летного состава 1-й АЭ (командир майор Акимышев, зам. по политической части капитан Разумовский, начальник штаба АЭ — капитан Казаков).

Перед полетами с курсантами на базе 1-й АЭ и перелетевшей с аэродрома Славгород эскадрильи ЯК-28 были сформированы 3 авиационные эскадрильи.

Осенью 1971 г. произведен выпуск летчиков-инженеров.

В 1973 году образован политический отдел. Начальником политического отдела назначен майор Колотов Ю. В., заместителем капитан Киндзерский Ю. Ю., помощником по комсомольской работе ст. лейтенант Скутов Г. Я, пропагандистом ст. лейтенант Шаповалов Г. В. В полку имелось 6 первичных парторганизаций, которые насчитывали 145 коммунистов, численный состав комсомольских организаций составлял 478.членов ВЛКСМ.

22 февраля 1973 года полку вручено Боевое Знамя части. Годовой праздник 5 декабря установлен приказом МО СССР от 1 мая 1972 года.

В 1983 г. состоялся первый выпуск летчиков-инженеров на самолете МиГ-21 (выпущено 36 человек, общий балл составил 4,57).

Далее продолжалось освоение нового для полка самолета МиГ-21 и выпуск новых отрядов летчиков для ВВС страны. Лучшим из них было предоставлено право остаться инструкторами в родном училище. Они и сегодня в строю: капитан Самуйлик И. П., капитан Кацюба В. Л., капитан Бойко С. А., майор Васильев С. А., подполковник Стрельцов И. В., капитан Бодажков П. П., капитан Шелковников С. В. и другие.

Достойно выполняют свой долг, свято чтут традиции, заложенные ветеранами полка; офицеры: подполковник Хоботов В. С., подполковник Скоркин Н. Н., майор Глебов 3. 3., майор Самоцкий К. С., майор Крыцин С. Н. Они в мирное время награждены боевыми орденами.

Пример самоотверженного ратного труда показывают и воины-интернационалисты: майор Евсеев Ю. П., Петровский В. В., Долгих А. К., ст. прапорщик Лобков А. И., прапорщик Колодий А. К.

Выпускник училища 1984 года Герой Советского Союза старший лейтенант Павлюков К. Г. становился на крыло в этом полку. Летчиком-инструктором у него являлся подполковник Горохов И. П. — ныне командир авиаэскадрильи. Лучшие качества современного летчика показал 5 февраля 1988 г. курсант Бабин А. Л. Действуя смело и решительно в экстремальной ситуации, остался жив и сегодня находится в строю.

Двадцать один выпуск произведен в полку. Это значительный вклад в общее дело и им есть чем гордиться.

Сегодня выпускники полка занимают высокие должности в частях и ВУЗах ВВС, округе.

С особой теплотой хочется сказать о ветеранах. Они честно пронесли через годы высокое звание воинов-авиаторов. Называем их имена: подполковники Хоботов В. С., Сарычев В. П.; майоры: Иконников Ю. И, Зинченко В. Б., Гавриш В. Н, Карпенко С. П.; капитаны: Мозгляков А. В. Рузгин Н. Г.; прапорщик Шалей И. Ф., сл. СА Афанасьева В. А., Лемешева С. В.

Вместе с ветеранами и всем личным составом в историю полка внесли значительный вклад командиры полка:

полковник Дунаковский Аркадий Давыдович (1969— 1970 г.г.), подполковники: Алипкин Александр Иванович (1971 —1976 гг.), Петрюк Ирис Дмитриевич (1976—1981 гг), полковник Берест Александр Дмитриевич (1981 —1982 гг.), подполковник Блинов Сергей Андреевич (1982—1984 гг.), полковники: Нестеров Николай Александрович (1984— 1988 гг.), Кравцов Юрий Васильевич с июля 1988 г.

Начальники штаба полка:

майоры Чечуков Алексей Яковлевич (1970—1971 гг.), Никитин Федор Семенович (1971—1972 гг.), Мармаза Иван Григорьевич (1972—1978 гг), подполковники Антонов Лев Тимонович (1978—1981 гг.), Егоров Валерин Николаевич (1981—1982 гг.), Ветликов Владимир Леонидович (.1982— 1987 гг.), Старцев Эдуард Фёдорович с июля 1988 года.

Начальники политотдела полка:

подполковник Янгуразов Тамерлан Хусович (1969— 1973 гг.), майор Колотов Юрий Васильевич (1973—1980 гг.), подполковники Балакин Николай Васильевич (1980 - 1988гг.), Гусев Владимир Иванович с 9 июля 1988 года.

Заместители командира полка по НАС:

подполковник Майхер Яков Ефимович (1969—1972 гг.), майор Рогонов Борис Иванович (1972—1977 гг.), подполковники Титов Геннадий Кириллович (1977—1983 гг.), Спольник Сергей Иванович (1983—1986 гг.), майор Владимиров Владимир Алексеевич с 25 июля 1986 года.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

  

Глава восьмая. Наши питомцы

Л. И. Кузнецов, подполковник, выпускник 1974 г., летчик-снайпер 

 

В 1984 году на территории ГДР, ПНР, ЧССР, ВНР проводились учения «Щит-84» под руководством Маршала Советского Союза Куликова.

Я, командир 2АЭ, гвардейского бомбардировочного полка, в составе 12 самолетов участвовал в этом учении. Моей эскадрилье была поставлена задача разрушить (заминировать) ВПП и уничтожить самолеты на открытых стоянках на полигоне «Витшток» с посадкой на аэродроме рассредоточения Колобжек ПНР.

Полеты до полигона выполнялись в сложных метеоусловиях. Боевой порядок на сокращенных временных интервалах 15 мин с использованием «РСБН - 6с» режим «Встреча» на 100, 200, 300 м, с выполнением боевого маневрирования на отдельных участках маршрута с учетом требований тактики ФБА. Удар группы был нанесен за 1 час. 45 мин. 1 звено — по ВПП с предельно малой высотой равной 200 м с использованием АБ «Бетаб-250»; 2 звено — с высотой равной 1100—1400 м с применением КАБ-500 л (корректируемым АБ); 3 звено — по самолетам на открытых стоянках с различных направлений с пикирований, бомбометанием пуск НРС. После нанесения удара тактические группы выполнили удар от цели на предельно малой высоте, с выполнением боевого маневрирования (ПИМ, ПРМ).

В 1-й ударной группе у ведомого пары на высоте 300 м, при скорости 900 км'/час загорелось табло «Пожар правого двигателя». Ведущий пропустил ведомого вперед и подтвердил пожар двигателя. Я дал команду на выключение двигателя, закрытие пожарного крана и на ликвидацию пожара. Пожар ликвидировать не удалось, летчику дал команду на катапультирование. Экипаж благополучно покинул самолет. Я приказал ведущему второй пары набрать высоту 900 м, включить аварийный приемник (для приема позывных Комарам PC—прибой).

Летчик установил работу 2-х маяков системы «Комар-2м» и определили визуально координаты места приземления экипажа. Все это и передали на КП аэродрома. Вертолет поисково спасательной службы подобрал на борт экипаж и оказал первую медицинскую помощь. В ходе развития аварийной ситуации летчики действовали быстро, хладнокровно и грамотно. Экипаж был награжден правительственной наградой «орден Красной Звезды».

За умелое руководство авиаэскадрильей и отличные результаты, показанные в ходе учения, главком ВВС, Главный маршал авиации П. С. Кутахов наградил меня именными часами «Ракета».

С 1985 года переучился на С-24 м. За этот период было проведено 2—3 ЛТУ ежегодно с выполнением взлета дозаправки топливом в воздухе, встречная, попутная, с выполнением боевого маневра на незнакомом аэродроме и посадки на своих аэродромах. Эти полеты требуют тщательной подготовки, четких действий и большой психологической подготовки летчика.

<<К оглавлению

 

 

Глава восьмая. Наши питомцы

В. Г. Власов, подполковник выпускник училища 1971 года, летчик 1-го класса 

 

Всегда с теплотой вспоминаю годы учебы в училище. Не скажу, что прошли они совсем гладко и складно, но было интересно, и это помогало идти к цели, было удовлетворение тем, что достиг ее, выдержал серьезное жизненное испытание — закончил училище и приобрел далеко не простую и уважаемую в обществе профессию военного летчика.

Трудности, как принято говорить в авиации, начались с разлета. Выразились они в жестком отборе, особенно, по состоянию здоровья. Так, из группы порядка двадцати человек после каждой медицинской комиссии, а их было три в городе, в крае, и непосредственно в училище, на очередной этап оставалось не более пяти - шести человек. Кстати, первую медицинскую комиссию с первого захода я не прошел, споткнулся на терапевте и только, добившись повторного осмотра, получил допуск на следующее испытание. Были потери и на вступительных теоретических экзаменах, но уже гораздо меньше. Желание поступить было большое, потому, что многие ребята приезжали поступать в училище и на второй и даже на третий год.

Учеба и служба проходили напряженно. Знаний давали много, не забывали и спрашивать. Да и другой работы хватало, ведь мы были первыми и под руководством командиров, преподавателей, инструкторов активно участвовали в создании базы училища. Хорошо помню, как сами сносили огромные деревянные сараи, расчищая площадку для строительства нового учебного корпуса и спортивного комплекса в Барнауле, как копали глубокие ямы для ограждения городка в Славгороде, сажали деревья для озеленения служебной территории городка в Камне-на-Оби, оформляли классы. Кстати, немало трудов в дело оформительской работы вложил нынешний вице-президент РСФСР А. В. Руцкой. Перечисленное, конечно, лишь малая часть из того полезного, что делалось руками курсантов. При всем этом в отношениях к нам со стороны командира и преподавателей постоянно прослеживались и требовательность, и доброжелательность. И, хотя многим за свои промахи приходилось отрабатывать еще и наряды, каждый знал, что наказы справедливы, в пределах устава. Это дисциплинировало, закаляло в труде, прививало ответственность и взаимопомощь. Правда, осознание всего этого пришло значительно позже.

Хочется сказать большое спасибо нашим командирам: 3. М. Сурису, Н. Г. Филиппенко, К. Д. Соловьеву, а также преподавателям Ю. М. Черепенину, И. С. Гаврилову, Е. Г. Эндеке, А. П. Галимбеовскому, В. П. Неженцеву, И. В. Говорову, Л. И. Тимашевой, В. А. Агафоновой и многим другим за их труд в деле нашего воспитания и обучения. Особая память о летной практике. Мне кажется все наши устремления в конечном счете были направлены на самолеты, небо и инструкторов, которые помогут нам их освоить. Полеты для нас были всегда на первом месте. Чтобы успешно выполнять план летной подготовки, мы с удовольствием заправляли самолеты всем необходимым для повторного вылета, протирали фонари кабин, подносили фишки ВПА, мыли самолеты на парковых днях и даже разгребали пути на ВПП грунтового аэродрома.

Этот неуемный дух летной направленности поддерживался и нашими летчиками-инструкторами, командирами, которые делали все от них зависящее, чтобы поставить нас «на крыло». За план летной подготовки болели все от курсанта до командующего ВВС округа генерал-лейтенанта Куличева, он был не редким гостем на аэродромах и постоянно вникал в наши дела и быт.

Хочу выразить благодарность летно-инструкторскому и техническому составу в лице В. С. Житнева, А. И. Бахарева, В. С. Банцевнча, Тюренкова, Рычагова, Гончаренко, Горелика и многих других за их нелегкий труд по становлению нас как военных летчиков. Думаю, что труд наших наставников нашел достойное воплощение в первых выпускниках. И, глядя сегодня на фотографии однокашников, я с гордостью отмечаю среди них члена Российского правительства, представителей главного штаба ВВС, штабов ВВС округов и воздушных армий, военных училищ, центров ДОСААФ, зональных и районных центров управления воздушным движением, многие занимают должности командиров и заместителей командиров дивизии и полков, есть летчики-испытатели, преподаватели военно-воздушной академии и высших училищ. Это вселяет уверенность, что история нашего училища еще не дописана.

<<К оглавлению

Читать дальше>>

 

Поддержать сайт

logo1Поддержать сайт можно через мобильный Сбербанк на номер телефона +79117638566 Жигалов Евгений Павлович.

Заранее Спасибо! 

Евгений Жигалов.

Яндекс.Метрика